Заместитель министра промышленности Беларуси Андрей Кузнецов 10.03.2025 принял участие в пресс-конференции “Март – месяц промышленного туризма”.
Андрей Кузнецов отметил, что в Республике Беларусь промышленный туризм – один из самых популярных видов внутреннего туризма. Его развитию уделяется значительное внимание на государственном уровне.
“В рамках Межведомственного экспертного совета по туризму при Совете Министров функционирует рабочая группа по промышленному туризму. В ее составе – представители Министерства спорта и туризма, Департамента по туризма, Министерства промышленности, концернов “Беллегпром” и “Белгоспищепром”, Министерства архитектуры и строительства, местных органов власти, предприятий”, — информировал Андрей Кузнецов, который возглавляет рабочую группу по промтуризму.
В Беларуси промышленный туризм прошёл определённый путь развития и занял свою нишу. Сегодня предприятия не останавливаются в развитии промтуризма, находятся в поиске новых форм и методов продвижения. С каждым годом возрастает интерес соотечественников и зарубежных гостей к промышленному туризму.
В 2024 г. промышленный туризм продолжил свое динамичное развитие в Беларуси. Общее количество посетителей предприятий в рамках деятельности группы по промышленному туризму (предприятия Минпрома, концернов “Белгоспищепром” и “Беллегпром”, Минстройархитектуры), согласно представленным данным, превысило 266,9 тыс. человек, что на треть больше по сравнению с предыдущим годом (темп роста 130,2%).
Росту интереса посетителей способствовал ряд факторов: активная работа предприятий по развитию этого направления, появление новых объектов, внедрение новых и совершенствование действующих видов услуг, проведение широкой информационной кампании.
Заместитель министра промышленности озвучил статистические данные в разрезе отраслей.
Так, на предприятиях системы Министерства промышленности, которые формируют основной объем промтуризма, в прошлом году зафиксирован значительный рост количества посетителей. В 2024 г. промышленные объекты Минпрома посетили 154, 972 человек, что на 67% больше по сравнению с уровнем 2023 года (темп роста 167%).
Среди предприятий Минпрома в топ-3 по посещаемости вошли:
ОАО «БЕЛАЗ» – управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ» — 58,9 тыс. человек (112%);
ОАО «МТЗ» — 48,2 тыс. человек (115%);
ОАО «МАЗ» — управляющая компания холдинга «БЕЛАВТОМАЗ» — 12,2 тыс. (155%).
Всего услуги по промтуризму оказывают порядка 20 предприятий Минпрома, большая часть из которых развивают профориентационный туризм. Это направление в прошлом году также имело положительную динамику. Например. ОАО «БМЗ – управляющая компания холдинга «БМК» в 2024 г. проводило активную научно-просветительскую и профориентационную работу с учащимися учреждений образования, предприятия холдинга посетило почти 2,5 тыс. школьников и учащихся – рост почти в 2,5 раза. Например, в ОАО “Могилевлифтмаш” в прошлом году количество посетителей возросло в 1,7 раза. Интерес у школьников и учащихся высокий. На производственных экскурсиях они воочию видят технологические процессы, знакомятся с достижениями и перспективами предприятий.
Премьерой года стал Минский часовой завод. В конце 2023 г. возобновил работу после реконструкции Музей часового дела Беларуси. В 2024 г. объект заработал на полную силу: количество посетителей, а это как взрослые, так и школьники, превысило 11,3 тыс. человек. Во время экскурсии посетителям рассказывают об основных этапах развития производства часов, о технологии создания часов, демонстрируют современное оборудование. Маршрут включает посещение механического и сборочного цехов, участка печати циферблатов и участка аэрографии. Демонстрируют солнечные, каретные, каминные, карманные часы, а также образцы оборудования, которое использовалось в прошлом для производства часов, а также редкие модели часов «Луч», выпущенные с 1955 года – уникальные медицинские, часы для шахтеров, знаменитые «веревочки» и «крабики». В музее есть и интерактивные экспонаты: стол часовщика, за которым были собраны первые модели часов, токарный станок швейцарской фирмы Tornos и проектор для отбраковки деталей. С помощью высокоточного микроскопа можно увидеть самые маленькие детали в часовом механизме. Архивные фотографии дают возможность узнать больше о жизни первых часовщиков, их учебе и работе на Минском часовом заводе.
Предприятия концерна «Беллегпром» в 2024 г. посетили почти 5 тыс. человек – на четверть больше к уровню 2023 г.
Предприятия концерна «Белгоспищепром» в 2024 г. посетили почти 58,5 тыс. человек (темп роста 121%)
Предприятия Минстройархитектуры (карьер “Гранит” и стеклозавод “Неман”) – 48,6 тыс. человек.
Заместитель министра промышленности акцентировал внимание на актуальных темах, на которых промышленным предприятиям необходимо сконцентрировать усилия для дальнейшего развития промтуризма. В частности, на ряде предприятий необходим профессиональный подход к оказанию услуг по приему и обслуживанию туристов на промышленных предприятиях. Нужны более подготовленные кадры — организаторы туризма на предприятии, экскурсоводы, необходимо грамотно развивать инфраструктуру, обеспечивать доступность объектов для туристов и в то же время создавать безопасные условия для их посещения. Актуальным является и вопрос взаимодействия предприятий с туроператорами с тем, чтобы включать посещение производственных объектов в экскурсионные туры.
“Подводя итог, отмечу, что промышленный туризм сегодня является одним из приоритетных направлений развития внутреннего туризма, играет важную роль и выступает действенным инструментом по решению актуальных социально-экономических задач. В этой связи предприятия готовы совершенствовать и внедрять новые формы для продвижения промтуризма”, — подытожил Андрей Кузнецов.
Так, уже запланирован ряд мероприятий и проектов, среди которых – проработка новых экскурсионных маршрутов, расширение перечня сувенирной продукции, обновление модельного ряда экспозиционной техники, выпуск промороликов, проведение дня открытых дверей, усиление взаимодействия с турагентствами, создание дополнительных маршрутов по истории предприятий. На ряде предприятий рассматривается возможность доработки музейного пространства или открытие музеев.