Сменили монохром на цвет

С 2004 года филиал «Завод «Электроника» разрабатывает и производит системы информационные транспорта. Предназначены они для визуального отображения информации о маршруте следования транспортного средства на внешних панелях индикации, текущей и следующей остановках на светодиодном табло «бегущая строка» внутри салона, рекламных сообщений, а также озвучивания информации для пассажиров посредством громкоговорителей и микрофона. Недавно завершена работа по созданию унифицированной новой СИТ-МЕ.

Если просто, то система состоит из цветных светодиодных табло: фронтального, бокового и заднего, информационного салонного «бегущая строка» (монохромного), жгутов для соединения, пульта управления ПУ-СИТ-02-МЕ и стойки микрофонной.

В чем унификация или особенность новой системы? Как разъяснил начальник конструкторского бюро изделий электронной техники конструкторско-технологического отдела филиала «Завод «Электроника» Юрий Лешенюк, для обеспечения соответствия современным требованиям специалисты КТО разработали информационную систему транспорта СИТ-МЕ с дополнительными функциями по автоматическому объявлению остановок и с использованием в составе фронтального табло цветных светодиодных матриц, имеющих разрешение 32х16 пикселя, в боковом и заднем – 48х24 пикселя. Шаг расположения светодиодов – 8 мм (одно из требований заказчиков) для фронтального табло и 6,66 мм для бокового и заднего. Комплектация СИТ, габаритные размеры панелей индикации унифицированы в зависимости от вида транспорта и требований заказчика.

«Информация на маршрутных табло отображается в статичном и динамичном режимах, – уточняет Ю. Лешенюк. – Текст языковых сообщений может быть любым. Разрешающая способность табло позволяет писать самые сложные и замысловатые буквы языков, а также размещать небольшие картинки и предупреждающие знаки («Осторожно, дети!» и т.д.). Говорить об энергопотреблении всей системы сложно, все зависит от того, насколько задействованы все табло (фронтальное, боковое, заднее), включены ли все светодиоды, как подсвечиваются символы, высота шрифта и другие факторы. Например, энергопотребление фронтального табло составляет от 30 до 150 Вт».

От рисунка до опытного образца

Работа по модернизации СИТ началась с расширения диапазона рабочих температур. Бывало, что в теплых странах, куда поставлялись автобусы и троллейбусы, системы выходили из строя. Поэтому пришлось пересматривать всю элементную базу (порядка 500 элементов). В итоге перевели всю комплектацию на индустриальный диапазон от минус 40 до плюс 85 °С.

Реализация проекта проходила в несколько этапов. В течение 2020-2021 гг. конструкторско-технологическим отделом была проведена модернизация пульта управления путем замены контроллера, что обеспечило возможность использования современных карт памяти объемом до 32Gb. Это также позволило расширить функциональные возможности и дальнейшее усовершенствование пульта для его работы с модулями GPS и Ethernet, одновременно задействовав его для управления цветными табло на светодиодных матрицах. Раньше все внешние панели индикации были монохромными, теперь табло стали цветными.

В создании новой информационной системы были задействованы специалисты КБ изделий электронной техники КТО. В их числе ведущий инженер Виктор Штытько, к сожалению, ушедший в прошлом году из жизни. Он с нуля разработал новый контроллер, был «родоначальником» новой СИТ. Проектированием, созданием общих структурных схем занимался инженер-конструктор Владислав Кононович. Он отвечает также за документы по эксплуатации, техническим условиям и требованиям, сертификации, занимается разработкой программы испытаний и сопровождает их.

Разработкой печатных плат занимался инженер-конструктор КБ механики и печатных плат Николай Ковалев, корпусной работой – инженер-конструктор Кирилл Мартынчик.

Работа над проектом продолжается. Сейчас очередной этап. «В ГУ «Минсктранс» создается свой сервер под каждого производителя информационных табло, наша задача – написать программное обеспечение, – уточнил Юрий Лешенюк. – Параллельно будут вестись испытания опытных образцов СИТ на базе аккредитованных под конкретный вид испытаний испытательных лабораторий Беларуси: БелГИСС, БелГИМ, БелГИЭ и других. В течение 2-3 месяцев транспорт «обкатает» системы и мы получим отзывы. Только потом можно будет говорить о серийном выпуске новых информационных систем».

Потребители и конкуренты

Спрос на данную продукцию высокий. Потребителями и постоянными заказчиками являются ОАО «МАЗ» (СИТ-А-С для автобусов, СИТ-ТР-С для троллейбусов) и ОАО «Белкоммунмаш» (СИТ-ТР-С для троллейбусов, СИТ-ТМ-С для трамваев).

Как рассказал Ю. Лешенюк, всегда учитываются предпочтения заказчика. Согласовывается комплектность СИТ с указанием транспорта, на котором будет установлена, оговаривается на каком языке возможно отображение маршрута и другие требования заказчика, в том числе и по увеличению гарантийных обязательств (базовая гарантия – два года). Например, сейчас МАЗ и «Белкоммунмаш» хотят табло с автоинформатором GPS и Ethernet. GPS – чтобы исключить ручной труд водителя: постоянное нажатие кнопки. При наличии этой функции система информирования сама называет текущую и последующую остановки, как только транспорт въезжает в зону геолокации (за 50-70 метров до места высадки пассажиров). Ethernet позволит работать транспорту по единой сим-карте мобильного оператора, а не по нескольким, как сейчас. Чтобы разъяснить, приведу пример. Система видеонаблюдения «завязана» на одну сим-карту, система оплаты проезда – на другую, всевозможные приборы и датчики транспортного средства на третью и так далее. Производители транспорта хотят минимизировать количество этих карт. Наша система будет подключаться напрямую к роутеру.

В Беларуси только филиал «Завод «Электроника» выпускает информационные системы для транспорта. Но! Основной конкурент «Интеграла» в части поставки табло – научно-производственная компания ООО «Искра-Уфа» (Россия, Республика Башкортостан). Белорусские предприятия закупают у нее продукцию, поэтому нам нужно шагать в ногу со временем.

Все заявки на информационные системы отслеживает служба маркетинга «Интеграла» и перенаправляет их филиалу «Завод «Электроника». К слову, самые крупные партии по заказу СИТ были в 2012-2013 годах, а также в 2019 году перед Европейскими играми, которые проводились в Минске. Еще один крупный заказ был в 2014 году, перед зимней Олимпиадой в Сочи.

Ольга Корсак
Фото: архив Юрия Лешенюка

Врезка 128
Сегодня «Завод «Электроника» выпускает 27 троллейбусных исполнений СИТ, 28 автобусных, а также разработаны порядка 8 трамвайных.

Webber создание сайтов