Экспертный совет Международной бизнес-премии «Лидер года 2021» продолжает посещать лучшие белорусские предприятия. На этот раз делегация побывала на BKM Holding (ранее «Белкоммунмаш»), где познакомилась с разработками в области электротранспорта, а также оценила одну из актуальных разработок легендарного Минского тракторного завода.
Именно так звучит одна из составляющих девиза предприятия. За почти полувековую историю предприятие прошло действительно впечатляющий путь. В далеком 1974-м здесь занимались, преимущественно, ремонтом и текущим обслуживанием трамваев и троллейбусов. Со временем потребность в развитии городского электрического транспорта и рыночные условия стали диктовать свои правила. Уже в 1994-м с конвейера сошел первый белорусский троллейбус.
В последующие годы производство только расширялось. На предприятии постепенно разнообразили модельную линейку троллейбусов, в том числе в низкопольном исполнении. Освоили выпуск трамваев. Расширялась и география поставок. Если в первое время предприятие работало преимущественно на белорусский рынок, то сейчас, благодаря хорошему качеству и характеристикам, продукцию BKM Holding можно встретить практически на всем постсоветском пространстве, а также в других странах мира.
С 2016 года холдинг начал производство принципиально новой для белорусского рынка продукции: электробусов с накопителями электроэнергии на базе суперконденсаторов. Электробусы заряжались на конечных пунктах маршрута во время перерыва водителя в течение 7-8 минут и готовы были снова к работе. Первые образцы такого транспорта начали эксплуатировать в Минске весной 2017-го года, это были электробусы серии VITOVT модели Е433 длиной 18 метров. А уже по состоянию на 2021-й по улицам белорусской столицы курсируют почти 100 электробусов различной конфигурации.
В 2019-м BKM Holding представил электробус нового поколения OLGERD, получивший в модельном ряде название Е321. Уже в первый год производства предприятие поставило 32 единицы техники в Минск. Еще 4 отправились в азербайджанскую Гянджу.
В прошлом году начат выпуск так называемой «Европейской» модификации электробуса. Его отличает новая конфигурация салона. Кроме того, увеличена длина кузова (12,5 метров вместо 12), пассажировместимость (90 человек против 80) и количество мест для сидения (30 вместо 26). Кстати, модель может оснащаться как системой экспресс-зарядки (запас хода составляет 20 километров), либо использовать принцип ночного накопления энергии. В таком случае суточный пробег электробуса составит около 300 километров. Такого запаса хватит на работу в двухсменном режиме на среднем столичном маршруте. Максимальная скорость ограничена 65 км/ч для городского цикла.
Также значительно улучшена эргономика рабочего места водителя. Возможна установка кондиционеров. Кстати, систему отопления можно назвать «умной»: есть функция саморегулирования в зависимости от внутренних и внешних условий. В целом же модель соответствует требованиям сертификации Европейского союза. Именно эта модель представлена экспертам премии «Лидер года 2021».
– Мы выпускаем электробусы различных модификаций, – рассказал генеральный директор BKM Holding Олег Витальевич Быцко. – Мы считаем, что наиболее перспективными и наиболее экономически целесообразными являются модели с экспресс-зарядками. В таком случае емкость батареи меньше, чем для электробуса с ночной зарядкой. Соответственно, у транспортного средства меньше масса, больше пассажировместимость и экономика перевозок при этом значительно лучше.
Руководитель отметил: при заказе определенного количества электробусов предприятие готово предложить такую цену, которая позволит стоимости километра пробега транспортного средства, с учетом амортизации, быть равной стоимости километра пробега классического дизельного автобуса.
– Данный электробус не просто будет эксплуатироваться с целью улучшить экологическую обстановку, а он уже сможет конкурировать по части экономической составляющей с автобусами, – добавил Олег Быцко.
Что касается потенциальных рынков сбыта электробусов, то рассматриваются не только традиционные рынки, вроде постсоветских стран, но и новые направления.
– Мы хотим выходить на более широкие рынки. Нам приходится конкурировать с местными производителями. В каждом конкретном конкурсе стараемся учитывать все локальные особенности.
Кроме электробусов, повышенным спросом пользуются троллейбусы с увеличенным автономным ходом, которые BKM Holding производит с 2015 года.
– Такой транспорт выгоден для городов, где уже есть троллейбусная инфраструктура. Можно прокладывать новые маршруты. При этом отпадает необходимость строить дополнительные тяговые подстанции и контактную сеть, ведь троллейбусы могут преодолеть немалое расстояние, опустив токоприемники, – резюмировал Олег Быцко.
Стоит отметить и общую локализацию производства. С 2020 года BKM Holding освоил изготовление батарей-накопителей собственного производства, что позволило достичь показателя локализации около 75%. Кстати, первая партия электробусов с такими батареями уже поставлена ГП «Минсктранс».
Члены делегации смогли лично оценить качество электробуса, прокатившись по территории предприятия. Глава администрации Партизанского района Минска Валерий Вороницкий отметил мягкий ход и интерьер салона.
– Действительно, очень достойный образец. И особенно важно, что данный транспорт экологически чистый. К тому же электробусы – это инновационные разработки, которые могут выпускать далеко не все страны. Приятно, что по улицам нашего города и района ездит такой современный и комфортный общественный транспорт.
Без тени сомнения можно сказать: продукция Минского тракторного завода в представлении не нуждается. Основанное в далеком 1946 году, производство и его продукция хорошо известны не только в Беларуси, но даже за ее пределами. Интересный факт: в 1987 году трактор отечественного производства даже попал на вьетнамскую купюру номиналом в 200 донгов.
Минский тракторный и сегодня старается радовать современной и качественной техникой. Одна из последних новинок столичных тракторозаводцев – серийная модель BELARUS-1222.3, пришедшая на смену популярной 1221-й серии. Новинку презентовал заместитель генерального директора ОАО «МТЗ» по качеству Сергей Анатольевич Авраменко.
– В данном концепте учтены практически все отзывы потребителей, которые основывались на эксплуатации серии 1221 и наши конструкторы реализовали в новой модели все основные моменты, которые касаются рабочего места оператора, ходовых качеств, задней навесного оборудования, эксплуатационных качеств техники. Безусловно, изменения коснулись двигателя внутреннего сгорания и трансмиссии, которые были значительно улучшены. Этот трактор отвечает всем требованиям заказчика данной ценовой категории, – отметил представитель завода.
Новая модель комплектуется коробкой передач с валом отбора мощности, автоматическим включением ПВМ и блокировкой дифференциала, а также навесным устройством с электрогидравлическим управлением, которое позволяет работать с агрегатами в различных режимах. Грузоподъемность на оси подвеса составляет около 4300 кг, агротехнический просвет – 620 мм. Общая же масса модели не превышает 5900 кг.
– Надеюсь, что данная модель будет позитивна встречена рынком. Тем более есть отзывы, которые поступают нам по первым образцам, поставленным в Российскую Федерацию. По нашим наблюдениям потенциальный спрос на новый трактор будет достаточно серьезным, – заключил Сергей Авраменко.
Удобство новой модели одним из первых оценил заместитель председателя Постоянной комиссии по бюджету и финансам Палаты представителей Национального собрания Петр Вабищевич.
– Кабина трактора для меня совсем не новинка. Еще в школьные годы я получил право управления такой техникой. В начале моей трудовой деятельности приходилось работать на нашей самой массовой модели: МТЗ-82. Конечно, новая модель отличается кардинально! И дизайн, и внутреннее обустройство, и комфорт рабочего места – это совершенно новый уровень. Заметно, что конструкторы ставили перед собой цель максимально упростить труд механизатора, при этом не забывая о производительности, – поделился впечатлениями парламентарий.
В конце импровизированной экскурсии мнением о производстве поделились члены делегации и эксперты. Качество продукции «Белкоммунмаша» и «МТЗ» высоко оценил руководитель представительства Нижегородской области Российской Федерации в Республике Беларусь Андрей Дудкин.
– Мы достаточно давно знакомы с обоими предприятиями. У нас установились хорошие деловые отношения. Очень приятно смотреть на те новинки, которые производятся на белорусских предприятиях. Это очень полезно с точки зрения опыта и есть большая надежда, что современная белорусская техника придет в нашу Нижегородскую область. Мы в этом крайне заинтересованы.
Представитель Российской Федерации рассказал, что Нижегородская область начинает закупку троллейбусов для нужд региона.
– Кроме того, продолжается работа по созданию совместного предприятия, на мощностях которого будут собираться белорусские троллейбусы. Что касается Минского тракторного, то и с этим предприятием у нас плотный контакт. Есть очень приятная новость: 24 августа в городе Лукоянов Нижегородской области открылся торгово-сервисный центр МТЗ. Это еще раз подтверждает наши глубокие и давнишние связи, – добавил Андрей Дудкин.
Директор Белорусского инновационного фонда Денис Коржицкий особенно отметил вектор развития электротранспорта.
– Наши предприятия безусловно делают все, чтобы в этой сфере внедрялись новые решения. На мой взгляд, это наиболее перспективная отрасль для нашей и зарубежных экономик.
Эксперт высоко оценил разработку Минского тракторного завода. По мнению Дениса Коржицкого новая модель трактора позволяет создать принципиально новые условия труда для механизаторов.
– Наш тракторный завод знают во всем мире. Он занимает достойное место среди профильных производителей. Расширение и улучшение модельного ряда – только на руку тракторозаводцам, – уверен Денис Коржицкий.
С представителем Белинфонда согласился заместитель председателя Постоянной комиссии по бюджету и финансам Палаты представителей Национального собрания Петр Вабищевич.
– Хотим мы или нет, но в ближайшем будущем электробусы станут ведущим городским транспортом. Во-первых, это экологично. К тому же, мы активно развиваем атомную энергетику и энергетику из возобновляемых источников. Хорошо, что у нас есть собственные мощности, на которых мы можем производить подобную технику. Белорусская техника в последнее время сделала качественный шаг вперед, – резюмировал Петр Вабищевич.
Мы продолжаем знакомить вас с претендентами на получение премии «Лидер года 2021». Кто станет победителем — узнаем в декабре.
Материал и фото предоставлены пресс-центром Международной бизнес-премии «Лидер года – 2021».