Генеральный директор Минского автомобильного завода Валерий Иванкович принял участие в VI Всебелорусском народном собрании, где выступил с докладом по некоторым наиболее актуальным аспектам для предприятий машиностроительного комплекса Республики Беларусь.
«Сегодня я могу с уверенностью говорить о том, что принятое более чем два десятилетия назад решение о сохранении промышленных предприятий машиностроительного комплекса страны было единственно верным. Нам удалось сохранить свои позиции на экспортных и внутреннем рынках, сберечь кадровый потенциал, развить научно-технические и инновационные проекты. И если в начале 1990-х на дорогах нашей страны не было ни одного отечественного автобуса, то сегодня 90% пассажирской техники — это МАЗ. Семь из десяти единиц грузовой техники – тоже МАЗ», — отметил генеральный директор Минского автомобильного завода.
Что касается экспорта техники МАЗ, то, по мнению руководителя Минского автомобильного завода, самым эффективным инструментом развития экспорта явилась программа финансового стимулирования и экспортного кредитования, с помощью которой на экспорт продано продукции на $4 млрд. Вместе с тем, результаты могли быть более впечатляющими при использовании структур, которые способны принять на себя концентрации предпринимательского риска, кредитующими банками. «Как вариант, необходимо наделить «Белэксимгарант» статусом страхового экспортного агентства и передать ему право выдачи прямых гарантий с принятием экспортного риска производителя. Ведь каждый рубль, идущий на стимулирование экспорта техники, приносит в страну 8 рублей валютной выручки. А это дополнительные налоги, рост зарплаты, создание добавленной стоимости и внутреннего спроса», – пояснил глава белорусского автомобилестроительного флагмана.
Генеральный директор Минского автомобильного завода отметил и кадровый потенциал предприятия. «Сейчас в коллективе предприятия идет смена поколений. Уходит поколение советских инженеров и конструкторов. В то же время много молодых, очень перспективных, современных ребят. Поэтому вопросы подготовки и адаптации в реальных условиях, вопросы стимулов приобретают первостепенное значение. Без этого нам не создать новые династии. Есть поручение Президента о переходе на 80% целевой набор в вузы при поступлении на инженерно-технические специальности. Это своевременный и назревший шаг», – рассказал руководитель завода.
Далее в своем выступлении Валерий Иванкович подчеркнул, что без инвестиций и инноваций у предприятий промышленности нет будущего, и программы инвестиционного развития, подкрепленные ресурсами, очень востребованы, также как и банковские кредиты на длинные сроки и под приемлемый процент. Затронув тему развития и модернизации производства директор Минского автозавода отметил, что автобусы в портфеле заказов МАЗа сегодня являются самым востребованным продуктом. Однако ограниченные мощности не позволяют удовлетворить заявки всех клиентов. Поэтому Минский автозавод в конце прошлого года открыл новое сборочное производство электротранспорта в Жодино и разработал проект нового современного автобусного завода, который позволит удвоить производственные мощности и повысить технологичность производства.
Итоговой фразой своего выступления Валерий Иванкович подчеркнул свою гордость за промышленность Беларуси, которая является опорой всей экономики страны, и выразил уверенность в том, что глубокая проработка выдвинутых в докладе предложений позволит вывести нашу отрасль на новый уровень и достичь тех целей, которые намечены Программой развития Республики Беларусь до 2025 года.