Хатынь: трагедия без срока давности

Для Минпрома и двух предприятий, в частности, ПЛАНАР и МАЗ хатынская трагедия особенно близка

Рассказываем почему.

Бывший работник холдинга точного машиностроения «Планар» Виктор Желобкович был одним из пяти детей, которым удалось уцелеть после карательной операции гитлеровцев против жителей деревни Хатынь в 1943 году.

Хатынь сожгли 22 марта 1943 года. После убийства партизанами немецкого офицера Ганса Вельке из Логойска в деревню был вызван спецбатальон. Гитлеровцы согнали стариков, детей, женщин и мужчин в сарай на окраине и подожгли строение.

«Мне было видно через щель, как каратели подносили канистры с бензином и обливали стены, подкидывали сено. Соломенная крыша вспыхнула мгновенно. Все загорелось, затрещало. Как же все кричали! Словами не передать. В дыму задыхались и плакали дети. Под напором десятков людей двери не выдержали и рухнули. Мы с мамой выскочили из сарая и попали под шквал огня. Далеко уйти не получилось, упали. От страха прижался к материнскому телу и почувствовал резкий толчок. Это была пуля, которая убила маму, а меня черканула по плечу. Не помню, сколько пролежал на земле. Когда поднялся, увидел уезжающих карателей и полосу догорающих домов», – вспоминал Виктор Желобкович.

После войны воспитывался в Плещеницком детском доме №2, где окончил 7 классов. В 1951 году был направлен в ремесленное училище, где отучился на формовщика-литейщика. Затем отслужил в армии, поработал на станкостроительном заводе и поступил на вечернее отделение БПИ (сейчас БНТУ).

После окончания института устроился в конструкторское бюро точного машиностроения (сейчас – научно-производственный холдинг точного машиностроения «Планар»).

На «Планаре» он проработал 26 лет и в возрасте 71 года ушел на заслуженный отдых. Со слов его непосредственного руководителя, начальника бюро отдела главного технолога Вашкевича Анатолия Владимировича, Виктор Андреевич был очень скромным человеком, не любил вспоминать о трагедии в Хатыни: «Виктор работал инженером-технологом в бюро, которое я возглавлял. В работе был технически грамотным, внимательным и исполнительным. С коллегами всегда были доброжелательные отношения», – рассказывал Анатолий Владимирович.

В юбилейной книге к 50-летию «Планара» говорится, что благодаря усилиям Виктора Желобковича и его коллег воплощены в жизнь замыслы конструкторов-разработчиков изделий сборочного оборудования в области традиционных методов формообразования в машиностроении.

22 марта 1943-го из огня чудом спасся и 13-летний Владимир Яскевич, который, повзрослев, пришел работать токарем-расточником на Минский автомобильный завод, и в 1991-м стал мастером цеха штамповок и прессформ.

Тогда, 80 лет назад, когда карательный отряд окружил деревню, он бросился в лес, но угодил во дворе дома в яму с картошкой, которая была слегка присыпана землей и сеном. Отчасти, это и спасло ему жизнь…

Предприятия Минпрома чтут память жертв этой страшной войны, помнят об уроках истории и передают это молодому поколению, ценят мир в независимой Беларуси и берегут историческую правду о жертвах той трагедии.

 

Webber создание сайтов