Сегодня профессиональный праздник у белорусских машиностроителей. Это одна из самых важных промышленных отраслей – более 240 предприятий и организаций и свыше 150 тысяч человек. Конечно, на слуху в первую очередь наши автогиганты. МАЗ, МТЗ, «Гомсельмаш», БелАЗ, но автомобилестроение это гораздо шире – начиная от конструкторских бюро, производителей оборудования и комплектующих и заканчивая основным сборочным производством.
Кстати, а вы знали, как создавали знаменитый самосвал-гигант БелАЗ? Оказывается – с колёс. Проектировщики просчитали максимальный вес, который сможет «взять» самая большая шина, если на каждой оси по четыре колеса. Цифру умножили на восемь, а потом отняли вес пустого самосвала. В остатке получилось 450 тонн. Так что машиностроение это и наука, и искусство.
Когда гигантская машина еще и самая большая мечта в жизни. Приблизится хотя бы на шаг к ее созданию, Жанна Бабицкая грезила с детства. Вот уже 40 лет она разрабатывает документацию, по которой изготавливают детали для огромных самосвалов.
Жанна Бабицкая, инженер-конструктор научно-технического центра управления главного конструктора предприятия «БелАЗ»: «Новые модели разрабатываются, они собираются в экспериментальном цехе, и соответственно документация разрабатывается с нуля. А уже те машины, которые идут на конвейере, те дорабатываются новыми покупными изделиями».
И кто-то скажет, мол, не женская это работа, а для неё это долг – во имя бренда и ради семьи. Отец и мама всю жизнь проработали на жодинском заводе. И стали примером для двоих детей.
Людмила Ковалевская, техник-конструктор предприятия «БелАЗ»: «Проработала 32 года, работала в архиве изменения технической документации, в 95 году ушла на пенсию. На заводе большую часть жизни дома, что мы находились, – только спали, как я говорю, а это уже был наш родной дом».
И дома то и дело разговоров о выполнении планов и новых рекордах белорусских самосвалов. Для них БелАЗ не просто груда металла – это сама жизнь.
Жанна Бабицкая, инженер-конструктор научно-технического центра управления главного конструктора предприятия «БелАЗ»: «Папа пришел на завод в 1961 году токарем в экспериментальный цех. Через его руки прошли тысячи деталей. Первая машина была БелАЗ-540, было 27 тонн. В сентябре 1961 года первый БелАЗ вышел с конвейера и первые детали, которые папа точил, были установлены на этом БелАЗе. Папа, когда на пенсию уходил, последний БелАЗ, на который он точил детали, – это был 320-тонный БелАЗ».
Ковалевский Александр Иванович. Его имя теперь навсегда вписано в историю завода. Легендарного человека несколько лет назад не стало, но дело его живёт. Он научил трудиться детей и уважать чужой труд. Так токарь-стахановец стал еще и родоначальником династии.
Их отец мечтал, чтобы брат с сестрой рука об руку трудились во благо отечественного машиностроения. Но чтобы так! Их мужья, жены и дети тоже работают на родном заводе. На всех 242 года стажа. Надежда и на внуков, ведь, судя по всему, сердца в этой семье бьются в такт рокоту «белазовского» мотора.
Дмитрий Ковалевский, экономист управления материально-технического снабжения предприятия «БелАЗ»: «У нас у всех в трудовой книжке только одна запись, только БелАЗ. Себе другой жизни мы вообще не представляем. Когда-то БелАЗ – это было одно предприятие в городе Жодино, на сегодня огромный холдинг».
Но не только люди с железным характером куют достижения отечественного машиностроения. Сплав традиций и инноваций – вот двигатель промышленности.
Сергей Гунько, первый заместитель министра промышленности Беларуси: «Мы находимся на острие – в мире переход от классической формы в машиностроении к двигателям внутреннего сгорания. В первую очередь эти двигатели внутреннего сгорания уйдут из техники, которую используют физические лица, то есть обычные машины. Эта область придёт в пассажирский транспорт и в конечном итоге дойдет до замены в грузовом транспорте. Вот такая трехступенчатая стратегия легла в программу развития электротранспорта в Республике Беларусь, которую мы утвердили в правительстве на эту пятилетку».
Что касается первой ступеньки, к двум остальным мы вернемся чуть позже. Вот он, отечественный электромобиль. Новый Geely «Геометрия С» прошел сертификацию в Беларуси, а теперь его лично тестирует директор «Белджи». Комфортный, безопасный, элегантный, водитель в салоне, шутит Геннадий Свидерский, нужен разве что для подстраховки. Умная машина на одной зарядке способна проехать до 550 км. Белорусы забронировали уже 600 таких электрокаров. Чтобы удовлетворить спрос первых покупателей, в страну завезут сразу готовые автомобили. А чуть позже начнут собирать сами на своем заводе.
Геннадий Свидерский, директор автомобильного завода «БЕЛДЖИ»: «Ставя на производство новые модели, мы уже попробовали самостоятельно менять технологию и под контролем партнёра создавать, осваивать новые машины. Более важная задача – создать конструкторское-технологическое бюро, которое будет способно на базе завода создавать собственные автомобили, чтобы легковые автомобили стали в ряд с МАЗом, БЕЛАЗом и МТЗ. Первый шаг уже сделан, технология, она современная и позволяет при наличии разработки ставить современную модель на производство».
И лучше это делать с партнерами. Опыт кооперации сложился не только с Китаем, но и Россией, куда идет основная доля экспорта. На восток «Белджи» поставляет наши шины, аккумуляторы, радиаторы, моторы и сиденья. У них закупаем автостекла и герметики. Совместно с предприятием АГАТ вот-вот приступят к разработке своей GPS-навигации для нового легкового автомобиля. За последнее время завод полностью обновил модельный ряд. В прошлом году – Coolray, в этом году – Atlas Pro. Из любительского клуба в профессионалы. Обновленный кроссовер имеет адаптивный круиз-контроль, активную систему безопасности и сам держит полосу. Среди модификаций есть мягкий гибрид с бензиновым и электрическим двигателями. Аплодируют зеленые, а на комбинированном расходе энергии существенно экономит владелец. Хорошее пополнение в линейке «народного автомобиля».
Электротранспортом сегодня занимаются практически все ведущие игроки машиностроения. Ученые подключились в части разработки компонентов: будут они – любой транспорт можно сделать электрическим. В итоге разработана линейка двигателей, силовая электроника для управления ими и батареи. Есть и несколько проектов с машиностроительными гигантами – БелАЗом, МТЗ и МАЗом. И это те две ступеньки, о которых шла речь выше – грузовой и пассажирский электротранспорт с пометкой «е» уж точно будет в выигрыше.
Сергей Поддубко, генеральный директор Объединенного института машиностроения Национальной академии наук Беларуси: «Дело в том, что в области легкового электротранспорта очень жесткая конкуренция в мире. Практически все мировые лидеры уже их освоили, и, конечно же, туда вложены огромные средства, и там конкурировать сложно будет. Беларусь исторически выпускает коммерческий транспорт – грузовой, пассажирский, и поэтому мы видим, что здесь как раз и перспектива в создании электрических версий коммерческого транспорта. Мы этим занимаемся».
Разработали силовую установку для МАЗа в этом научном центре. Если ее разобрать по деталям – увидим двигатель, управляющий им инвертер, батарею и редуктор. Сейчас изделие проходит испытание. Задача этого года – передать на завод и установить на автомобиль. Так появится первый грузовой электромобиль МАЗ.
Александр Белевич, начальник научно-инжинирингового центра «Электромеханические и гибридные силовые установки мобильных машин»: «У МАЗа был грузовой электромобиль, который они презентовали, но тогда это было на базе зарубежных комплектующих. Сейчас действительно наш 100-процентно белорусский электромобиль».
Еще в 2020 году МАЗ открыл цех в Жодино по производству электротранспорта. Там производят троллейбусы. Вся начинка, что крайне важно в нынешнее нестабильное для мировых рынков время, производится в стране, а значит, от внешних потрясений не зависит. Создают и электробусы, база – кузов третьего поколения – это суперсовременная машина. Его уже можно увидеть и на столичных дорогах, и в регионах. Пока единичные экземпляры, но предприятие видит в нем будущее на ближайшие пять лет. Не успели выпустить на рынок новые модели, уже надо поколение обновлять – мода и комфорт диктуют своё, ведь городской транспорт – лицо города.
Александр Игнатюк, заместитель генерального директора по экономике Минского автомобильного завода: «Разработка автомобильной техники и пассажирской в том числе это непрерывный цикл. Сегодня на рынок выходит новая модель . Но это означает лишь то, что центр перспективных разработок уже работает над следующим поколением. Чтобы появился продукт в железе, в металле, который ездит по улицам, длительный период разработки, потом испытаний, потом доработок, потом сертификации. Поэтому три-четыре года идет на разработку. В планах так же производство пассажирского производства более глобальное. У нас разработан проект по модернизации, развитию автобусного производства. Планируем увеличить объем производства в два раза по пассажирской технике».
Не исключено, что то, что сегодня есть в смартфоне, будет вшито в ум того же автобуса. На заводе вообще привыкли смотреть на перспективу. Не так давно создали управление, где сейчас работают над беспилотными и электрическими системами, специальной электроникой. Да, только в начале пути. Но цель есть – разработка серии беспилотников – автобусы, микроавтобусы, грузовые для почты и курьерской доставки.
Автопром сегодня – это двигатель не только науки, но еще промышленности и экономики. Сейчас заказов в сфере машиностроения даже больше, чем можем выполнить. С начала года экспорт вырос на треть, выручка – на 40%. Казалось бы, как так, коронакризис ведь. Но мировые предприятия выходят из локдаунов, многие компании после долгой паузы размораживают инвестиционные программы и вновь активно закупают оборудование и технику. И Беларусь, которая не останавливала предприятия и исправно производит, – серьезный конкурент.
В условиях пандемии «Гомсельмаш» не только сохранил традиционные экспортные поставки, но и открыл новые. Впервые отгрузили комбайны в Зимбабве и Армению.
Павел Тиличенко, заместитель директора центра маркетинга и рекламы холдинга «Гомсельмаш»: «Когда формировался производственный портфель заказов на 2021 год ещё в конце прошлого года, многие скептики говорили, что не потянем такой объём. Время показало, что сегодня наш портфель заказов, сформированный в первом квартале, он в течение года постоянно пополнялся. У нас только за первое полугодие произошло увеличение на 300 машин».
К тому же предприятие обеспечивает продовольственную безопасность страны. В помощь и технологии – сегодня новую модель вовсе не обязательно «обкатывать». Достаточно провести испытания. Виртуальные! Программа рассчитает обмолот, систему очистки, даже подскажет, как ускорить выгрузку зерна.
А вот в серийном производстве без испытаний уже не обойтись. Каждая машина проходит детальный тест-драйв. Так, руками, а иногда и на слух здесь выявляют самые незначительные недостатки.
Благодаря отечественному машиностроению нас знают на всех континентах: каждый десятый трактор в мире – «Беларус», БелАЗы занимают почти треть мирового рынка, а автобусы МАЗ знают пассажиры в самых отдаленных уголках планеты. Меняется модельный ряд, но одно неизменно – за сильными брендами – сильная страна.