Экспертный совет Международной бизнес-премии «Лидер года – 2021» продолжает посещать предприятия на этапе конкурсного отбора номинантов. На этот раз эксперты побывали на промышленных предприятиях, где выпускают уникальную продукцию. Что общего у этих заводов, и какие не имеющие аналогов новинки они презентовали?
Фактически «Минский моторный завод» – это город в городе. На площади примерно в 32 футбольных поля в разных корпусах работает около трех тысяч человек! С конвейера сходит более 120 модификаций двигателей. Они становятся «сердцем» техники по всему миру.
Сейчас мировые рынки готовится завоевывать дизельный двигатель нового семейства MMZ-4D/4DT/4DTI/4DTG. Этот малоразмерный четырехцилиндровый мотор с рабочим объемом 2,1 л и мощностью 75 л. с. – особенная разработка специалистов ММЗ. Еще на стадии запуска серийного производства этого двигателя белорусское предприятие получило множество заказов – поставки расписаны уже до конца года.
Мотор был создан всего за пару лет. Ведь, по сути, он представляет собой развитие малолитражного трехцилиндрового двигателя MMZ-3LD. В них много общих деталей, но есть и заметно отличающиеся с конструкторской точки зрения. Для их изготовления в филиале в Столбцах было построено новое литейное производство, где для нового двигателя делают блок цилиндра и головки.
В прошлом году опытные образцы «обкатывали» в составе коммунальной и строительной техники ряда производителей – и белорусских, и российских. Экзамен мотор выдержал отлично. Он составит достойную конкуренцию немецким и японским двигателям, к типоразмеру которых принадлежит. А более простая эксплуатация и обслуживание могут вывести его в фавориты у заказчиков.
Кстати, испытаниями на коммунальной технике ММЗ не ограничился. Двигатель MMZ-4DTI-02 успешно заменил «сердце» поколесившего по российским и белорусским просторам УАЗ-469 и тем самым открыл для завода перспективную нишу – переоборудование бывшей в употреблении техники. Этот рынок огромен, а аналогов на нем, в том числе по стоимости, у двигателя MMZ-4DTI-02 нет.
По территории «Минского автозавода» мы вместе с членами экспертного совета международной премии «Лидер года» передвигаемся на перронном автобусе МАЗ 271, который даже на самом предприятии считают прорывом для белорусского автомобилестроения. И не безосновательно: «перронник» уже больше двух лет достойно конкурирует с аналогами лучших мировых производителей. Белорусские МАЗ 271 с конца 2019-го работают в международном аэропорту Борисполя, а с этого года – и в Омском аэропорту.
Каждая сторона МАЗ 271 имеет по три выхода, что упрощает подъезд к терминалам аэропорта и самолетам, а также позволяет ускорить посадку и высадку пассажиров из автобуса. При посадке срабатывает система книлинга – пол наклоняется. Для людей с ограниченными возможностями предусмотрен специальный трап. МАЗ 271 может перевозить до 100 пассажиров, но несмотря на внушительные габариты, внешне выглядит компактно благодаря продуманному дизайну. Специалисты отмечают его современность, легкие внешние линии и увеличенную площадь остекления, применение в производстве инновационных агрегатов и электронных систем, которые обеспечивают пассажирам особый комфорт. А мы с членами экспертного совета – еще и плавность хода, и легкую прохладу в салоне, особенно приятную в жару.
Конечная точка нашей поездки – цех по сборке электробуса МАЗ 303Е10. Это ноу-хау завод также представляет на премию «Лидер года».
– Это инновационный продукт. Электробус был разработан на базе автобусов третьего поколения и представляет собой новую линейку пассажирской техники, – отмечает заместитель генерального директора ОАО «МАЗ» – управляющая компания холдинга «БЕЛАВТОМАЗ» – директор по маркетингу Владимир Янушко. – В электробусе МАЗ 303Е10 много инновационных технических решений, которые позволили изменить дизайн, конструкцию. В итоге создана совершенно новая машина, значительно превосходящая по техническим характеристикам и параметрам зарубежные аналоги. Это продукт совершенно нового уровня.
От автобусов третьего поколения электробусу достался внешний вид: завод хотел добиться максимальной унификации производства, простоты обслуживания и широких возможностей для ремонта. МАЗ 303Е10 полностью низкопольный. Высота входа – всего 320 мм от земли, а с использованием системы книлинга (борт опускается во время посадки пассажиров) и того меньше – 250 мм. А еще у электробуса алюминиевые панели вместо цельного борта, измененная конструкция зеркал и 18 батарей взамен бака для дизельного топлива. Новинка завода полностью экологична и на одном заряде способна проехать до 300 км. Это дает возможность использовать электробус не только на городских маршрутах, но и на междугородних. Разгоняется он до 75 км/ч, а вместить в себя способен свыше 70 пассажиров. Они, наверняка, оценят несколько ноу-хау. Например, USB-зарядки над сидениями. Кроме того, водитель в салоне может включать разную подсветку: утром – «холодную», вечером – «теплую».
– Электробус от МАЗа – очень интересный продукт, – отмечает заместитель председателя Постоянной комиссии по бюджету и финансам Палаты представителей Национального собрания Петр Вабищевич. – Он способен на одной зарядке быть на маршруте почти целый рабочий день, максимум – понадобится одна небольшая подзарядка при возвращении в автопарк. А основная будет идти ночью. И это экономически очень выгодно: в такое время суток действует льготный тариф на электроэнергию. Значит, стоимость зарядки не приведет к увеличению тарифа перевозки.
Владимир Янушко уверяет: пассажирский транспорт в целом – очень перспективное направление. Сейчас МАЗ производит до 1,5 тыс. единиц в год и ни одна из них не отправляется на склад. Ведь реальная потребность только Беларуси и России в пассажирском транспорте – до 2,5 тыс. единиц в год.
В конце 2020-го, чтобы освободить на головном предприятии площади для производства автобусов, холдинг ввел в строй цех по производству электротранспорта в Жодино. Там сейчас выпускают троллейбусы и их машинокомплекты. А параллельно идет работа над инвестпроектом по строительству сборочного корпуса автобусного завода.
Производство «МАЗ-Купава» абсолютно клиентоориентированно: несмотря на то, что в изготовлении тех же изотермических фургонов здесь используют серийную технологию кузова, детали таких авто все равно «дошлифовываются» под пожелания каждого заказчика. Например, к номинированному на премию «Лидер года» изотермическому фургону с холодильно-отопительной установкой Carrier Supra у клиента было требование: машина должна быть на шасси МАЗ-МАН, которое обычно становится базой для мощных самосвалов.
– Сейчас эта машина работает и приносит прибыль владельцам. Бройлерная птицефабрика из Витебска осталась довольна ею, заказала еще две такие же, – рассказывает генеральный директор предприятия Виталий Якубов.
У представленного рефрижератора кузов выполнен по серийной технологии в Колядичах. Там с 2017 года работает новая линия производства, которую на заводе окрестили «фреон-фри».
– На территории Европейского союза запрещено использовать технологии, где задействованы фреоны – вещества, разрушающие озон. А поскольку большая часть наших клиентов находятся именно в Европе, мы еще в 2017 году внедрили на производстве в Колядичах экологически безопасное производство, – объясняет Виталий Якубов.
В этом году принцип «фреон-фри» стал для «МАЗ-Купава» особенно важным: сейчас большая часть экспорта идет именно на рынки дальнего зарубежья, а не в Россию, как раньше. В целом же примерно половина машин, произведенных на белорусском заводе, отправляется к заказчику за границу. Генеральный директор связывает такой успех не только с конкурентоспособной ценой авто от «МАЗ-Купава», но и с высоким уровнем качества.
– Это принципиальный момент. Наши машины просто обязаны быть качественными. Я хочу, чтобы заказчики, слыша о «МАЗ-Купава» моментально связывали бренд именно с высоким качеством продукции, – подчеркивает генеральный директор.
Машина, сделанная по заказу бройлерной птицефабрики, именно такая. Для ее изготовления использовали только отлично зарекомендовавшие себя материалы: наружная и внутренняя обшивка сэндвич-панелей – окрашенная полимером оцинкованная сталь, утеплитель стенок – пеноплэкс, покрытие пола – комбинация полиуретановой заливки и рифленого алюминиевого поддона. Снаружи кузов фургона окантован оцинкованными профилями. Подрамник защищен от коррозии горячим цинкованием. Нужный температурный режим в кузове обеспечивает дизельная автономная холодильно-отопительная установка Carrier Supra 850R. А в кабине при необходимости можно отдохнуть с максимальным комфортом – там два спальных места.
– Предприятия-соискатели премии «Лидер года» – безусловные флагманы машиностроительного комплекса нашей страны, – отмечает заместитель министра промышленности Андрей Буйневич. – К тому же ОАО «Минский автомобильный завод» – один из лидеров в странах СНГ по производству автомобильной техники. В его линейке более 600 моделей и модификаций автотехники, 16 моделей и порядка 80 модификаций пассажирской. ОАО «Минский моторный завод» производит двигатели внутреннего сгорания мощностью от 35 до 330 лошадиных сил для сельскохозяйственной техники, для автомобильной и дорожной – 110-360 лошадиных сил. Продукция выпускается в различных экологических классах, в том числе Stage V.
Андрей Буйневич подчеркнул важность того, что на всех предприятиях экспертному совету была представлена инновационная продукция: – На сегодняшний день инновационность – это, в первую очередь, конкурентоспособность наших предприятий на внешнем рынке. В рамках реализации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, что осуществляют Минский моторный и Минский автомобильный заводы при участии Национальной академии наук Беларуси, разрабатывается новая техника. Она пользуется высоким спросом на экспортных рынках. Как пример – разработка «Минского автомобильного завода» электробус 303Е10. Эта современная техника, в том числе, оснащена LED-оптикой, увеличивающей безопасность при перевозке пассажиров, независимой подвеской, что дает им дополнительный комфорт. Она соответствует всем пожеланиям клиента – и отечественного, и зарубежного. В 2021-2025 годах в Беларуси будет реализована комплексная программа по развитию электротранспорта. Планируется, что к ее завершению около 43% пассажирской техники в стране будет на электротяге. Поэтому мы уверены: электротранспорт окажется востребованным и на внешнем, и на внутреннем рынке.
Очень важным члены экспертного совета называют и социальную составляющую развития предприятий-номинантов.
– Они строят и модернизируют свои заводы в малых городах – Клецк, Осиповичи, Бобруйск. И это важно. Это означает, что там создаются новые рабочие места, а именно такая задача перед правительством стоит на следующую пятилетку – развитие регионов, – подчеркивает заместитель председателя Постоянной комиссии по бюджету и финансам Палаты представителей Национального собрания Петр Вабищевич. – То, что на сегодняшний день продукции всех трех предприятий-номинантов нет на складе, говорит о ее востребованности. В том числе благодаря таким заводам, итоги работы экономики нашей страны за 5 месяцев показывают стабильное положительное сальдо, несмотря на сложности, связанные с пандемией, и разрывом экономических связей с прошлого года, когда останавливались зарубежные предприятия-партнеры. Для нашей страны это очень важно.
Елена ИВАШКО для БЕЛТА+
Фото предоставлены пресс-центром Международной бизнес-премии «Лидер года – 2021».