Участие БЕЛАЗа в проектах развития кооперации и импортозамещения в рамках ЕАЭС обсуждалось 19 марта во время визита на предприятие члена коллегии (министра) по промышленности и агропромышленному комплексу Евразийской экономической комиссии Артака Камаляна.
В ходе ознакомления с ключевыми производственными площадками завода генеральный директор ОАО «БЕЛАЗ» Сергей Никифорович рассказал министру, чем сегодня живет один из крупнейших производителей карьерных машин, экспортной динамике и географии поставок продукции, отмечая при этом, что промышленная кооперация и внешнеторговое сотрудничество – ключевые факторы ориентации Белорусского автомобильного завода на рынки ЕАЭС.
– Страны-участницы ЕАЭС являются для нас глобальными стратегическими партнерами не только в рамках торговых отношений, но и в рамках кооперационных связей и развития инновационных проектов. Наша техника – это совместный продукт предприятий всех государств Евразийского экономического союза, и отрадно отметить, что она реализуется не только в рамках ЕАЭС, но и в третьих странах, – сказал Сергей Никифорович.
Удельный вес ЕАЭС в общем товарообороте ОАО «БЕЛАЗ» (экспорт + импорт) за 2020 год составил 45,2 % (за 2 месяца 2021 года – 71,8 %). Техника «БЕЛАЗ» работает практически во всех отраслях промышленности ЕАЭС, где ведется добыча твердых полезных ископаемых: угольной, горнорудной, горно-химической, отрасли нерудных материалов, драгоценных металлов и камней.
В заинтересованной беседе речь также шла о реализации действующих долгосрочных проектов производственной кооперации БЕЛАЗа с российскими партнерами и создания инновационной карьерной техники для рынка ЕАЭС, в том числе роботизированных самосвалов и машин на альтернативных источниках энергии. Ключевыми партнерами Белорусского автомобильного завода в России являются «Кузбассразрезуголь», «Стройсервис», СУЭК, «Мечел», «Металлоинвест», «Северсталь», АЛРОСА, «ФосАгро», «Норникель» и многие другие; в Казахстане – ERG, «Полиметалл», «Богатырь Комир», «АрселорМиттал Термитау» и другие; в Армении – Геопромайнинг Голд.
В настоящее время импорт комплектующих на БЕЛАЗ из России колеблется в районе 40-50 % в стоимостном выражении от всех иностранных деталей. Среди наших основных поставщиков – компании «Силовые машины», «СибЭлектроПривод», холдинг «ТЭМПО», «РУСЭЛПРОМ», «Русполимет», «Автодизель» и металлургические компании – «Северсталь» и «Магнитогорский металлургический комбинат».
В разговоре особо подчеркивалось, что возможности взаимодействия далеко не исчерпаны, их потенциал огромен. БЕЛАЗ активно развивает свои производственные мощности и готов к тесной кооперации с компаниями других государств Евразийского экономического союза.
– В 2021 году первоочередное внимание мы сосредоточим на развитии сотрудничества в высокотехнологичных отраслях. Перспективным направлением промышленной кооперации в машиностроении в рамках ЕАЭС являются беспилотные технологии. БЕЛАЗ стал первопроходцем в этой области, – отметил Артак Камалян.
Министр по промышленности и АПК ЕЭК, профессор экономики Артак Камалян высоко оценил уровень и масштабы производства карьерной техники «БЕЛАЗ», которое позволяет компании выпускать продукцию, соответствующую самым жестким требованиям мирового рынка.
– Впечатления от предприятия грандиозные. Мощь этих карьерных машин-гигантов воодушевляет. Я думаю, что у БЕЛАЗа великолепное будущее. Именно такие современные предприятия будут и впредь конкурентоспособны не только на рынке ЕАЭС, но на рынке третьих стран, – подчеркнул Артак Камалян.
Участники встречи обсудили перспективы и возможные направления дальнейшего кооперационного сотрудничества на взаимовыгодной основе и участия Белорусского автомобильного завода в программах и проектах Евразийской экономической комиссии, имеющих существенное значение для развития промышленной интеграции в рамках ЕАЭС.
Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) на постоянной системной основе проводит работу по формированию новых кооперационных цепочек и развитию импортозамещающих производств в странах-участницах ЕАЭС. Являясь эффективной деловой площадкой, комиссия активно содействует производителям, заинтересованным в налаживании долгосрочных взаимовыгодных связей.