Нашим промпредприятиям сегодня приходится активнее заниматься поиском новых рынков сбыта, решать вопросы по переходу на новые комплектующие. Хлопот прибавило беспрецедентное санкционное давление, которое, кроме всего прочего, внесло коррективы и в работу с европейским рынком. Тем не менее к такому повороту событий в Министерстве промышленности были готовы. За короткий срок удалось существенно переориентировать поставки, найти новых партнеров, локализовать ряд производств. О том, как выходят из сложившейся ситуации отечественные машиностроители, «Р» рассказал первый заместитель министра промышленности Сергей Гунько.
В целом организации Минпрома за семь месяцев этого года осуществляли поставки в 101 страну. Новыми рынками для нас в данный период стали 12 стран.
ФОТО БЕЛТА
— Сергей Мартинович, начну, пожалуй, с наиболее чувствительного для Министерства промышленности вопроса: как отразились санкции на отрасли уже в данный момент?
— Среди предприятий страны, находящихся в ведении Министерства промышленности, под прямое действие санкций попали три компании — МАЗ, «Амкодор», БЕЛАЗ. Для них значительно затруднилась работа на американском и европейском рынках. Однако санкционное давление не ограничивается только этим. Есть и другие проблемы по поставке технологий, оборудования для наших компаний. Целевая задача институтов, вводящих данные санкции, заключается в том, чтобы парализовать предприятия. Мы наблюдаем лоббирование интересов наших конкурентов. Это неудивительно, ведь в каком-то смысле находимся в глобальной промышленной конкурентной войне, а инструментом этой конкуренции являются санкции, которые прикрывают самыми разными поводами, будь то политика или иные декларируемые мотивы.
Обратите внимание, что в пандемию рынок находился в режиме паузы. Мы же не останавливали производство, а, наоборот, расширили и нарастили свои компетенции. Потребители нашей продукции увидели в нас надежного партнера, готового работать в любых условиях. Компании Минпрома действительно все это время пытались сохранять объемы поставок, выполнять договоренности и максимально расширять свое присутствие на рынке. Для ряда мировых корпораций в период пандемии наши компании сохранили свою благонадежность как поставщика. При этом многие другие конкуренты, наоборот, часто использовали пандемию как аргумент с целью невыполнения своих обязательств. Наша стратегия неостанавливающейся работы экономики позволила не просто не дестабилизировать ситуацию на внутреннем рынке, а усилить наши позиции на мировой арене. Объемы производства в отечественном машиностроении за период пандемии ежемесячно росли. Многие же иностранные компании начали запускать производства только после выхода из локдауна. На подъеме рынка потребовались сырьевые ресурсы — лес, руды, углеводороды. Соответственно, пауза снимается и с продукции машиностроения. Сегодня на нее существенно растет спрос, и мы готовы его удовлетворить. Крупные компании также видят возможность заработать на открывающихся направлениях и пытаются перехватить их любой ценой, в том числе используя грязные способы для устранения конкурентов, как раз в период ожиданий значительного роста рынка. Важно только найти для этого повод, что сейчас и происходит относительно нас. Текущая ситуация — обычный передел рынка.
Продукция БЕЛАЗа непременно найдет своего покупателя.
ФОТО ВИТАЛИЯ ПИВОВАРЧИКА
— Какие шаги сейчас предпринимают в Минпроме, чтобы не снизить экспортные показатели?
— Сегодня мы ведем активный поиск и рынков, и партнеров, ищем и находим замену в первую очередь у соседей, у наших стратегических партнеров — в России, на постсоветском пространстве, в Китае. Этот рынок динамично развивается и расширяется. Мы усиливаем работу в Азии и на самом неосвоенном рынке — в Африке. Данные направления отрабатываются в первоочередном порядке. Африканский рынок также один из наиболее перспективных для поставки белорусской техники, точка будущего экспортного роста для наших предприятий. Например, если говорить о готовой продукции, мы видим большие возможности для нашей техники в Зимбабве и Египте. В 2020 году успешно реализованы контракты на поставку белорусской техники в Зимбабве. Общая сумма трех контрактов — около 50 миллионов долларов на 782 единицы техники и запчастей. В июне прошлого года заключен очередной трехсторонний внешнеторговый договор между AFTRADE DMCC и министерствами Зимбабве на поставку 1337 тракторов МТЗ, 16 единиц комбайнов «Гомсельмаш» и пяти единиц сельскохозяйственной техники «Бобруйскагромаш» на общую сумму 26,5 миллиона долларов.
Активно ведется работа по созданию сборочных производств в Египте. Кроме того, наращиваются объемы поставок в эту страну. Так, заключен контракт с египетской компанией Belmach for import and trade на поставку 700 тракторов. Сюда же отгружено десять единиц автомобильной техники на общую сумму 292,5 тысячи долларов.
В целом организации Минпрома за семь месяцев 2021 года осуществляли поставки в 101 страну. Новыми рынками для нас в данный период стали 12 стран. Среди них Лаос, Йемен, Конго, Мадагаскар, Нигерия, Того, Греция, Люксембург, Аргентина, Чили. ОАО «БМЗ» значительно увеличены поставки металлопродукции в Бразилию, Болгарию, Тунис, Литву, Турцию, Эстонию. ОАО «Гомсельмаш» — комбайнов в Аргентину, Грузию. ОАО «МТЗ» увеличены поставки тракторов в Никарагуа, Пакистан, Афганистан, Грузию, Азербайджан, Вьетнам. Наиболее приоритетным для нас является экспорт карьерных самосвалов, тракторов и иных сельхозмашин. В настоящее время в связи со ставкой на экологичность транспорта большой популярностью пользуется электротранспорт, в частности электробусы, а также техника в газомоторном исполнении. Уже выпущена и опытная партия новых электробусов, которые сейчас завершают положительные испытания в реальных условиях эксплуатации в мегаполисах. Подписываем контракты на их поставку.
Среди предприятий страны, находящихся в ведении Министерства промышленности, под прямое действие санкций попали три компании — МАЗ, «Амкодор», БЕЛАЗ.
ФОТО ВИТАЛИЯ ПИВОВАРЧИКА
— Насколько негативно повлияли срывы поставки комплектующих для производства техники на работу отечественных предприятий? Как решается этот вопрос?
— Это правда, мы недополучили комплектующие по отдельным важным позициям. На протяжении десятилетий у наших предприятий сложились долгие надежные партнерские отношения с европейскими и американскими компаниями. И сейчас в угоду политической конъюнктуре эти связи одномоментно в одностороннем порядке были прерваны. При этом, несмотря на пресловутые двойные стандарты, по множеству позиций мы нашли альтернативу. Сегодня на отдельных позициях рассматриваем поставщиков из Китая и России. Более того, еще до начала санкций планомерно реализовывали стратегию по созданию совместных производств. Например, наши компании совместно с китайскими производителями уже создали и построили предприятие в индустриальном парке «Великий камень» по производству двигателей внутреннего сгорания, коробок передач и других изделий. Это нормальная планомерная работа с китайскими партнерами, которой мы занимаемся долгое время. Да, у нас были заказы на машины с двигателем Mercedes, но раз сегодня не можем их поставить, то будем укомплектовывать свои изделия другими, не менее достойными двигателями. Таким образом мы повышаем уровень локализации и импортозамещения.
Например, «Амкодор» попал под санкции для поставщиков лесной техники, и мы пытаемся локализовать производство комплектующих в ускоренном режиме. Мобилизованы конструкторские коллективы, и я думаю, что до конца года у нас появятся новые образцы техники для испытаний. Будем дальше работать — готовить ее к производству.
Текущая ситуация стимулировала нас к переориентации производств. В то же время, говоря об отказе работать с нашими компаниями американских и европейских поставщиков, стоит отметить, что перестали сотрудничать только отдельные предприятия, которые можно посчитать по пальцам одной руки. Этим компаниям следует понять, что с ними наше партнерство окончено и к сотрудничеству мы уже больше не вернемся никогда. В тяжелые времена партнеры оказывают поддержку, а не подставляют подножку. Сегодня очень тяжело стать поставщиком для любого производителя техники, но и легко потерять эти позиции.
Наши импортозамещающие проекты носят масштаб не просто замены одного узла, но целых продуктов, в первую очередь в отношении европейских поставщиков. При этом их продукцию мы замещаем изделиями не менее высокого качества, произведенными нашими китайскими партнерами. Китай создает высококачественные комплектующие мирового уровня, среди которых коробки передач, двигатели и многое другое. Поэтому мы уверены, что переходим на равнозначные и в некоторых случаях более продвинутые решения. Говоря объективно, сейчас нет такого направления, где бы замена привела к снижению качества продукции отечественного машиностроения. Самый важный вопрос для нас сегодня — двигатели БЕЛАЗ, но даже здесь уже имеются подходы и решения, как не потерять эту нишу и репутацию.
Однако проблема с комплектующими связана не только с перечисленными выше субъективными обстоятельствами, есть и объективные причины. Одна из них — мировой дефицит в неф-техимической промышленности, полупроводников. Это микросхемы, компоненты для пластика. Но наибольшим дефицитом являются изделия с высокой инновационной составляющей. Это то, что тяжело сразу локализовать, — механизмы с ноу-хау и технологиями с интеллектуальной составляющей высокого уровня. Как правило, это целая инновационная система. Мгновенно ее не воспроизвести. Все, что можно было на имеющихся мощностях локализовать, мы сделали. Сейчас стоит вопрос о замене самых сложных механизмов. Мы вынуждены приступить к проектам, которые планировали на будущее. Жизненные обстоятельства заставляют не только идти в ногу со временем, но и опережать его.
Главное, что должен знать наш покупатель, — мы выполним все условия и обязательства по поддержке и обеспечению нашей техники всем необходимым. Потребитель не почувствует неудобств и, как всегда, получит качественный сервис.