Пятичасовые переговоры президентов Беларуси и России 11 марта эксперты называют прорывными. За это время главам государств удалось не только обсудить украинский конфликт, но и договориться о согласованных шагах по взаимной поддержке на фоне санкций, в том числе по ценам на энергоносители. Итогом встречи лидеров двух стран стало то, что Россия пошла на беспрецедентные меры по поддержке экономики нашей страны. Спустя два дня правительственные делегации выработали в Москве конкретные шаги по реализации достигнутых договоренностей. Ключевое — страны проработают более оптимальную цену на поставки российской нефти, Россия вводит для белорусских предприятий режим суперблагоприятствования, а в расчетах за энергоресурсы государства отвяжутся от доллара и перейдут на российский рубль. Что это даст странам, «Р» попросила проанализировать экспертов.
Сегодня Беларуси и России приходится вместе отражать атаки разного характера. В отношении наших стран Запад развернул как экономическую, так и информационную войну. Давление зашкаливает. Замысел очевиден: рассорить два братских народа и лишить взаимной поддержки. В пятницу, 11 марта, президенты Беларуси и России расставили все акценты — Минск и Москва не опускают руки, а, наоборот, двигаются вместе. И углубление сотрудничества в рамках Союзного государства может стать главным козырем в борьбе с массовыми западными запретами и барьерами. Поэтому президенты концептуально согласовали совместные шаги по взаимной поддержке. В частности, Россия вводит для белорусских предприятий режим суперблагоприятствования развитию кооперационного сотрудничества. Специалисты по отдельным сферам отработают так называемые карты отраслей, которые позволят выявить позиции конечного продукта, где у стран есть возможный дефицит на рынке. И уже после этого будут приниматься совместные согласованные решения, каким образом нам с этим действовать. Данная работа даст сторонам четкое понимание, на какие проблемы в ближайшее время необходимо обратить самое пристальное внимание, а также обеспечить их решение через привлечение инвестиций, создание новых производств, отмечает ректор Института повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов промышленности «Кадры промышленности» Георгий Гриц:
— Вопросы, которые обсуждали президенты и рассматривали премьер-министры, очень актуальны и своевременны. Белорусской стороне удалось обозначить свои интересы по всем стратегическим направлениям. И по многим мы получили одобрение. И сейчас, как было заявлено, часть вопросов будут проработаны в кратчайшие сроки. У меня сохраняется мнение, что белорусские и российские проекты вышли в прагматический формат и наши экономики, как птица феникс, возродятся в новом качественном формате.
Важно, чтобы белорусские и российские отношения строились в равных условиях хозяйствования. Странам еще необходимо поработать над рядом вопросов. К примеру, есть договоренности с сфере кооперации и совместных программах по импортозамещению. В то же время Россия поднимает ставку рефинансирования до 20 процентов годовых — кредиты фактически начинают становиться неподъемными для бизнеса. По сути, и кредиты на импортозамещающие проекты становятся невозвратными. Но параллельно в России под такие проекты для стратегических предприятий будут выделяться специальные кредиты под ставку 1—2 процента. Это сопоставимые процентные ставки с западными странами. Но механизм доступа белорусских субъектов хозяйствования к этим льготам не прописан. Мы слышали по итогам переговоров в Москве, что будут изучаться дополнительные возможности доступа белорусских субъектов к этим ресурсам. Жизнь нас подталкивает не просто к сотрудничеству, а к стратегическому партнерству.
Пока же, к примеру, спрос на автомобили МАЗ в феврале 2022 г на российском рынке грузовых автомобилей снизился на 1,9% по сравнению с аналогичным периодом 2021 г, что позволило белорусскому производителю автотехники в февральском рейтинге сохранить 5-е место, завоеванное месяцем ранее. Как сообщает в своем обзоре российское агентство «Автостат», белорусский производитель грузовых машин реализовал в РФ в феврале 2022 г 423 автомобиля (в феврале 2021 г — 431).
Пятерку лидеров традиционно возглавляет российский производитель КАМАЗ, который за отчетный период реализовал 3,255 тыс единиц, что на 30,8% выше уровня февраля 2021 г.
В целом, по итогам февраля 2022 г в России было куплено 8,371 тыс новых грузовых автомобилей, что на 30,6% больше, чем за тот же месяц 2021 г.
Что касается реализации автобусов, то МАЗ занимает второе место среди лидирующих марок производства автобусов на рынке РФ.