ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 7 августа 2017 г. N 588 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА 2017 — 2020 ГОДЫ


 

Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Государственную программу развития машиностроительного комплекса Республики Беларусь на 2017 — 2020 годы (далее — Государственная программа).

2. Определить ответственным заказчиком и заказчиком Государственной программы Министерство промышленности.

3. Министерству финансов при разработке проектов республиканского бюджета на очередной финансовый год в установленном порядке предусматривать средства на финансирование мероприятий Государственной программы.

4. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.

Премьер-министр Республики Беларусь

А.Кобяков

УТВЕРЖДЕНО

Постановление

Совета Министров

Республики Беларусь

07.08.2017 N 588

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА 2017 — 2020 ГОДЫ

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Государственная программа развития машиностроительного комплекса Республики Беларусь на 2017 — 2020 годы (далее — Государственная программа) разработана в целях реализации Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016 — 2020 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 15 декабря 2016 г. N 466 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 27.12.2016, 1/16792).

Государственная программа основывается на следующих основных приоритетах:

рост и диверсификация экспорта товаров;

обеспечение сбалансированности внешней торговли;

привлечение инвестиций в целях увеличения производительности труда и формирования центров опережающего развития.

Рост экспорта и конкурентоспособности продукции на внешнем рынке является основой для устойчивого развития организаций машиностроительного комплекса. В целях выполнения данного условия будет обеспечено:

увеличение объемов экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью и повышение удельного веса в экспорте инновационных товаров;

расширение потенциала внутреннего рынка за счет формирования растущего спроса на инвестиционные конкурентоспособные товары, повышения их качества до уровня лучших мировых аналогов;

внедрение государственных стандартов, гармонизированных с международными и европейскими стандартами;

реализация интеграционного потенциала Евразийского экономического союза;

расширение торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества с Европейским союзом, США, Индией, странами Латинской Америки, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Африки;

реализация системных мер, направленных на минимизацию зависимости экспорта от влияния негативных факторов внешнеэкономической конъюнктуры.

Инвестиции являются основой развития организаций машиностроительного комплекса, внедрения новых технологий, выпуска новой конкурентоспособной продукции, повышения производительности труда. В целях их активного привлечения в машиностроительный комплекс планируется:

создание комплекса стимулирующих условий для инвестиций, направленных на ускорение разработки и внедрения принципиально новых технологий, реализацию инновационных проектов, повышение ресурсоэффективности производства и качества продукции;

расширение вовлечения в коммерческий оборот объектов интеллектуальной собственности;

рост капитализации организаций промышленности;

повышение доступности кредитных ресурсов для реализации инвестиционных проектов.

Машиностроение является одним из основных факторов, определяющих развитие мировой экономической системы. Его технологический уровень диктует ценовые и качественные параметры продукции предприятий промышленности и смежных отраслей, обеспечивает их конкурентоспособность.

В машиностроении формируется мультипликативный эффект, проявляющийся на макроэкономическом, отраслевом и региональном уровнях. Он позволяет обеспечить рост экономики, повысить занятость и благосостояние населения и тем самым реализовать приоритеты государственной социально-экономической политики.

Отрасль является ключевой для разработки, производства и распространения передовых машин, оборудования и производственных процессов в других сферах экономики.

Современные инновационные процессы в машиностроении базируются на технологиях высших укладов (био-, нанотехнологии, информационно-коммуникационные, авиакосмические), использовании новейших материалов с заданными свойствами, достижениях микро- и фотоэлектроники, которые формируют технологический базис экономики знаний.

Белорусское машиностроение не утратило сложившейся специализации и развитого потенциала, что позволяет ему в целом успешно конкурировать на традиционных рынках.

Так, за девять месяцев 2016 года в машиностроительном комплексе темп роста валовой добавленной стоимости в сопоставимых условиях составил 105,1 процента к соответствующему периоду 2015 года, темп роста производительности труда по валовой добавленной стоимости — 112,5 процента к соответствующему периоду 2015 года.

Однако износ основных средств в машиностроении составляет в среднем 40,9 процента, в том числе активной части — 47,8 процента.

Устойчивое развитие машиностроения требует больших удельных затрат по сравнению с другими отраслями промышленности и целевого патронирования со стороны государства, в том числе на основе создания общенациональной системы мониторинга и технологического предвидения как условий определения приоритетов и достижения стратегических перспектив машиностроительной отрасли.

Проведенный анализ развития белорусского машиностроения дает возможность определить ускоряющие и замедляющие факторы его развития.

К ускоряющим факторам развития относятся:

деловая репутация;

кооперационные связи между предприятиями;

наличие территорий с высокой концентрацией экономического и инновационного потенциала (свободные экономические зоны, научно-технологические парки);

проведенная модернизация производств в рамках инвестиционных и инновационных проектов;

накопленный потенциал научных исследований и разработок в сфере машиностроения;

доступ к преференциальному финансовому механизму, в том числе по поддержке экспорта;

вертикальная интеграция крупных государственных предприятий в холдинги.

К замедляющим факторам развития относятся:

недостаточный уровень конкурентоспособности продукции машиностроения;

невысокий уровень рентабельности машиностроительных организаций, недостаток собственных средств для осуществления модернизации;

низкая производительность труда по сравнению с лидерами мирового машиностроения, определяемая избыточной рабочей силой по причине выполнения предприятиями «социальной» функции;

незавершенность цикла инновационного развития отрасли;

недостаточный уровень технического обслуживания и послепродажного сервиса машиностроительной продукции.

На основании ускоряющих факторов развития белорусского машиностроения планируется:

проведение интенсивной модернизации производств, внедрение новых технологий, позволяющих выпускать экологически чистые виды транспорта и обеспечивающих снижение энерго- и металлоемкости производства (создание гибридных видов транспорта);

организация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в формате инжиниринговых центров;

диверсификация производства и перепрофилирование машиностроительных организаций;

подготовка и переподготовка кадров с формированием нового инженерно-технического и управленческого состава, способного обеспечить инновационное развитие машиностроения;

создание условий для повышения инвестиционной привлекательности машиностроительных организаций и обеспечения притока частных инвестиций;

внедрение современных программно-аппаратных средств подготовки, управления и диспетчеризации производства.

Успешной реализации Государственной программы будет способствовать проведение работ по подтверждению соответствия продукции требованиям Евразийского экономического союза. Целесообразно реализовать международную практику по развитию института национальных технических комитетов по стандартизации.

В соответствии с общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности», утвержденным постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 5 декабря 2011 г. N 85 «Об утверждении, введении в действие общегосударственного классификатора Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., N 43, 8/24941), к машиностроительной отрасли относятся следующие виды экономической деятельности:

подсекция CH «Металлургическое производство. Производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования»;

подсекция CK «Производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки»;

подсекция CI «Производство вычислительной, электронной и оптической аппаратуры»;

подсекция CJ «Производство электрооборудования»;

подсекция CL «Производство транспортных средств и оборудования».

Организациями, осуществляющими вид экономической деятельности по подсекции CH (производство стали, проката готового, труб большого и малого диаметра, профилей пустотелых из стали, проволоки из нелегированой (углеродистой) стали), достигнуты следующие показатели:

объем производства промышленной продукции (в фактически действующих ценах) в 2011 году — 2,38 млрд. рублей, в 2012 — 4,07 млрд. рублей, в 2013 — 4,09 млрд. рублей, в 2014 — 4,32 млрд. рублей, в 2015 — 4,39 млрд. рублей, в 2016 году — 4,77 млрд. рублей;

темп роста к соответствующему периоду (в сопоставимых ценах) в 2011 году — 105,5 процента, в 2012 — 105 процентов, в 2013 — 94,2 процента, в 2014 — 101,3 процента, в 2015 — 90,1 процента, в 2016 году — 99,7 процента.

Удельный вес организаций, подчиненных Министерству промышленности (далее — Минпром), среди организаций, осуществляющих вид экономической деятельности по подсекции CH, составляет 46,7 процента.

Самой крупной организацией Минпрома, осуществляющей вид экономической деятельности по подсекции CH, является открытое акционерное общество «Белорусский металлургический завод — управляющая компания холдинга «Белорусская металлургическая компания» (удельный вес в подсекции — 35,7 процента). Металлопродукция данного акционерного общества поставляется более чем в 60 стран мира, его торговая марка широко известна на рынке металлов.

Организациями, осуществляющими вид экономической деятельности по подсекции CK (производство подшипников шариковых и роликовых, лифтов, подъемников с электроприводом, тракторов для сельского и лесного хозяйства, комбайнов зерноуборочных, станков для обработки металлов, самосвалов карьерных), достигнуты следующие показатели:

объем производства промышленной продукции (в фактически действующих ценах) в 2011 году — 2,74 млрд. рублей, в 2012 — 5,75 млрд. рублей, в 2013 — 5,88 млрд. рублей, в 2014 — 5,1 млрд. рублей, в 2015 — 4,77 млрд. рублей, в 2016 году — 4,44 млрд. рублей;

темп роста к соответствующему периоду (в сопоставимых ценах) в 2011 году — 112,3 процента, в 2012 — 101,3 процента, в 2013 — 97,3 процента, в 2014 — 80,4 процента, в 2015 — 74,8 процента, в 2016 году — 105,8 процента.

Удельный вес организаций, подчиненных Минпрому, среди организаций, осуществляющих вид экономической деятельности по подсекции CK, составляет 72,4 процента.

Основными организациями Минпрома, осуществляющими вид экономической деятельности по подсекции СК, являются открытые акционерные общества «Минский тракторный завод» (удельный вес в подсекции — 26,7 процента), «БЕЛАЗ» — управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ» (15,7 процента), «Гомсельмаш» (5,4 процента), «Могилевский завод лифтового машиностроения» (5 процентов), «АМКОДОР» — управляющая компания холдинга» (1,2 процента).

Организациями, осуществляющими вид экономической деятельности по подсекциям CI и CJ (производство электродвигателей переменного тока однофазных, схем интегральных, радиоприемников, телевизоров), достигнуты следующие показатели:

объем производства промышленной продукции (в фактически действующих ценах) в 2011 году — 1,23 млрд. рублей, в 2012 — 2,17 млрд. рублей, в 2013 — 2,37 млрд. рублей, в 2014 — 2,36 млрд. рублей, в 2015 — 2,51 млрд. рублей, в 2016 году по подсекции CI — 1,18 млрд. рублей, по подсекции CJ — 2,19 млрд. рублей;

темп роста к соответствующему периоду (в сопоставимых ценах) в 2011 году — 112,7 процента, в 2012 — 108,2 процента, в 2013 — 105,6 процента, в 2014 — 91 процент, в 2015 — 93,3 процента, в 2016 году по подсекции CI — 104,2 процента, по подсекции CJ — 109,8 процента.

Удельный вес организаций, подчиненных Минпрому, среди организаций, осуществляющих вид экономической деятельности по подсекциям CI и CJ, составляет 37,8 и 49,9 процента соответственно.

Организациями, определяющими развитие вида экономической деятельности по подсекции CI, являются открытые акционерные общества «ИНТЕГРАЛ» — управляющая компания холдинга «ИНТЕГРАЛ» (удельный вес в подсекции — 16,1 процента), «Минский механический завод имени С.И.Вавилова — управляющая компания холдинга «БелОМО» (6,8 процента), «Витязь» (6,6 процента), производственное унитарное предприятие «Завод электроники и бытовой техники Горизонт» (2,4 процента).

Организациями, определяющими развитие вида экономической деятельности по подсекции CJ, являются закрытое акционерное общество «АТЛАНТ» (удельный вес в подсекции — 16 процентов), открытое акционерное общество «Минский электротехнический завод имени В.И.Козлова» (7,7 процента).

Организациями, осуществляющими вид экономической деятельности по подсекции CL (производство двигателей внутреннего сгорания для автомобилей, мотоциклов и мотоциклетных колясок, автомобилей легковых, автобусов, троллейбусов, грузовых автомобилей, самосвалов для эксплуатации в условиях бездорожья, прицепов и полуприцепов автомобильных), достигнуты следующие показатели:

объем производства промышленной продукции (в фактически действующих ценах) в 2011 году — 1,89 млрд. рублей, в 2012 — 2,74 млрд. рублей, в 2013 — 2,71 млрд. рублей, в 2014 — 2,39 млрд. рублей, в 2015 — 2,21 млрд. рублей, в 2016 году — 2,56 млрд. рублей;

темп роста к соответствующему периоду (в сопоставимых ценах) в 2011 году — 133,1 процента, в 2012 — 115,6 процента, в 2013 — 94,7 процента, в 2014 — 79,1 процента, в 2015 — 86,4 процента, в 2016 году — 112,6 процента.

Удельный вес организаций, подчиненных Минпрому, среди организаций, осуществляющих вид экономической деятельности по подсекции CL, составляет 62,2 процента.

Основными организациями Минпрома, осуществляющими вид экономической деятельности по подсекции CL, являются открытые акционерные общества «Минский автомобильный завод» — управляющая компания холдинга «БЕЛАВТОМАЗ» (удельный вес в подсекции — 22,1 процента), «Управляющая компания холдинга «МИНСКИЙ МОТОРНЫЙ ЗАВОД» (11,4 процента).

В целом показатели промышленно-производственной деятельности организаций Минпрома, осуществляющих виды экономической деятельности по подсекциям CH, CK, CI, CJ и CL, приведены в таблице.

Таблица

  Единица измерения 2011 год 2012 год 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год
Объем производства промышленной продукции (работ, услуг) в фактических ценах млрд. рублей 8,24 14,73 15,05 14,17 13,88 15,14
Чистая прибыль, убыток (-) тыс. рублей 884 358 1 023 792 471 589 -268 800 -394 079 806 361
Рентабельность продаж процентов 19,5 13,3 8,9 5,1 8,8 7,6

В результате реализации Государственной программы планируется обеспечить:

по подсекции CH «Металлургическое производство. Производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования»

достижение сбалансированности экономических показателей организаций, в том числе рост экспорта продукции, увеличение доли наукоемкой и высокотехнологичной продукции в общем объеме экспорта как основы для увеличения добавленной стоимости и повышения рентабельности, снижение энерго- и материалоемкости выпускаемой продукции;

создание производств по выпуску холоднодеформированной арматуры и изделий из нее, металлопроката из специальных и нержавеющих сталей (катанка, круги в прутках, металлокорд), обсадных и насосно-компрессорных труб; заготовок латунных для сепараторов подшипников; черновой оси; подшипников;

наращивание объемов выплавки металла до 3 млн. тонн;

развитие производства высокопрочного крепежа, самонарезающих винтов кровельных, винтов для конструкционных материалов, шпилек и крепежа для строительства и машиностроения, проволоки оцинкованной;

по подсекции CK «Производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки»

освоение серийного производства новой конкурентоспособной сельскохозяйственной техники с учетом международных экологических требований, снижения эксплуатационных расходов, внедрения передовых инновационных технологий (систем точного земледелия и навигационных систем, обеспечивающих компьютерное управление технологическим процессом);

создание производств по выпуску новых мостов повышенной грузоподъемности; нового модельного ряда раздаточных коробок; новых кабин для грузовых автомобилей; систем тягового электропривода для карьерных самосвалов; колесных пар с увеличенным межремонтным пробегом; электронных систем управления автомобильной техники, систем рулевого управления для комплектации легковых и грузовых автомобилей; новых управляющих систем для сельскохозяйственных машин; современных тормозных систем и силовых агрегатов;

развитие производства специальной автокрановой и прицепной техники, двигателей, отвечающих требованиям международных экологических стандартов, для автомобилей, колесных тракторов, комбайнов и внедорожной техники;

по подсекциям CI «Производство вычислительной, электронной и оптической аппаратуры» и CJ «Производство электрооборудования»

повышение технологического уровня микро-, опто-, радиоэлектроники и бытовой техники;

создание производства биполярной технологии изготовления интегральных микросхем; перспективной технологии корпусирования интегральных микросхем; комплекта микросхем, устойчивых к воздействию специальных внешних воздействующих факторов;

развитие производства лазерно-оптических изделий и систем на основе тепловизионной техники, новых типов лазеров, лазерной медицинской аппаратуры, LED-ламп на базе светодиодов малой мощности, прицелов для стрелкового оружия и приборов наблюдения, нового модельного ряда лифтов эконом- и бизнес-класса, лифтов для высотного строительства;

создание производства защищенных телефонных аппаратов, расширение диагонального ряда бытовой техники (телевизоров, интерактивных тач-панелей, СВЧ-печей, водонагревателей) и других приборов;

по подсекции CL «Производство транспортных средств и оборудования»

создание инновационной инфраструктуры и совершенствование технологической базы автомобилестроения;

диверсификацию рынков сбыта продукции;

координацию программ технологического развития организаций — производителей автомобильных компонентов с тенденциями развития ведущих мировых производителей автомобильной техники;

освоение производства легковых автомобилей, микроавтобусов, грузовых автомобилей до 3,5 тонны и до 5 тонн;

развитие двигателестроения и создание производства силовых агрегатов.

В целом по машиностроительному комплексу в результате реализации Государственной программы планируется достичь следующих показателей к 2020 году:

темп роста экспорта — 170 процентов;

темп роста валовой добавленной стоимости — 169 процентов;

рентабельность продаж — 7 — 9 процентов;

снижение уровня затрат на производство и реализацию товаров (работ, услуг) — не менее 1 процента в год.

ГЛАВА 2
ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

Целью Государственной программы является развитие, повышение эффективности и конкурентоспособности машиностроительного комплекса Республики Беларусь.

Для ее достижения предполагается решение следующих задач:

рост экспортного потенциала и расширение присутствия организаций машиностроительного комплекса на основных рынках;

рост добавленной стоимости в расчете на одного работающего за счет ускорения инновационного и инвестиционного развития организаций машиностроительного комплекса.

В рамках решения задач Государственной программы планируется:

реализация комплекса мероприятий согласно приложению 1;

достижение значений целевых показателей по темпу роста экспорта и валовой добавленной стоимости на одного работающего согласно приложению 2.

Сводным целевым показателем Государственной программы является темп роста валовой добавленной стоимости на одного среднесписочного работающего в совокупности видов экономической деятельности по подсекциям CH, CK, CI, CJ и CL.

ГЛАВА 3
ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

В 2017 — 2020 годах на финансирование Государственной программы планируется направить 7261,4 млн. рублей.

По имеющимся в настоящее время бизнес-планам инвестиционных проектов на реализацию Государственной программы согласно приложению 3 будет направлено 4865,5 млн. рублей, из них:

средства республиканского бюджета — 775,3 млн. рублей (в том числе 110,2 млн. рублей — государственная финансовая поддержка в виде возмещения расходов на приобретение технологического оборудования и запасных частей, 665,1 млн. рублей — средства республиканского бюджета на компенсацию потерь банкам для стимулирования экспорта организаций машиностроительного комплекса в рамках указов Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. N 534 «О содействии развитию экспорта товаров (работ, услуг)» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., N 143, 1/7870), от 24 сентября 2009 г. N 466 «О некоторых мерах по реализации товаров, произведенных в Республике Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., N 235, 1/10991) и от 2 апреля 2015 г. N 146 «О финансировании в 2015 — 2017 годах закупки современной техники и оборудования» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 07.04.2015, 1/15730);

собственные средства организаций — 705,7 млн. рублей;

кредиты открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь» в виде государственной финансовой поддержки — 45,4 млн. рублей;

кредиты банков (включая кредиты открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь», не относящиеся к государственной финансовой поддержке) — 3339,1 млн. рублей.

Объемы средств, необходимые для реализации указов Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. N 534, от 24 сентября 2009 г. N 466 и от 2 апреля 2015 г. N 146, приведены в приложении 1 к Государственной программе.

Объемы финансирования мероприятий Государственной программы могут корректироваться в установленном законодательством порядке.

Источником финансирования мероприятий Государственной программы могут быть средства внебюджетного инвестиционного фонда Минпрома.

ГЛАВА 4
ОСНОВНЫЕ РИСКИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ И МЕХАНИЗМЫ ПО ИХ УПРАВЛЕНИЮ

Для достижения цели и реализации задач Государственной программы предполагается осуществление мер по предотвращению негативного воздействия возможных рисков и повышению уровня гарантированности достижения предусмотренных конечных результатов.

К основным рискам, способным оказать негативное влияние на выполнение Государственной программы, относятся макроэкономические, внешнеторговые и торгово-экономические.

Причинами макроэкономических рисков являются:

мировая финансовая нестабильность и замедление темпов роста мировой экономики;

ухудшение внутренней и внешней конъюнктуры цен на сырье и материалы;

снижение темпов роста отечественной экономики, уровня инновационной и инвестиционной активности;

рост конкурентного давления на рынках высокотехнологичных товаров со стороны промышленно развитых стран по параметрам инновационности и качества;

высокий уровень инфляции, девальвация и деноминация национальной валюты;

сохранение уровня процентного кредитования банков, неразвитость иных инструментов финансирования;

рост тарифов на энергоресурсы, а также на ценовую конкурентоспособность продукции отечественного машиностроительного комплекса;

низкий уровень кооперационных связей отечественных машиностроительных организаций с организациями стран ближнего зарубежья и ведущими мировыми производителями аналогичной продукции;

слабая практическая реализация мер по формированию согласованной промышленной политики государств — членов Евразийского экономического союза.

Высокий уровень макроэкономических рисков может оказать негативное влияние на финансирование мероприятий Государственной программы в запланированных объемах.

Внешнеторговые риски проявляются в неблагоприятном изменении конъюнктуры мирового рынка продукции машиностроения (обострение конкуренции, ценовые колебания), во введении в странах — основных внешнеторговых партнерах протекционистских мер, направленных на защиту национальных производителей машин и оборудования, установлении барьеров, препятствующих вхождению на рынки, а также связаны с возможным изменением торгово-политического режима и таможенной политики Республики Беларусь в связи с членством в Евразийском экономическом союзе и планируемым вступлением во Всемирную торговую организацию. Указанные риски способны затруднить достижение намеченных показателей по экспорту товаров.

Торгово-экономические риски связаны с ценовыми колебаниями на внутреннем рынке продукции машиностроительного комплекса, структурными изменениями потребительских предпочтений, что может явиться причиной снижения финансовой устойчивости организаций машиностроительного комплекса.

Внутренними факторами, сдерживающими развитие организаций, осуществляющих виды экономической деятельности по подсекциям CH, CK, CI, CJ и CL, являются:

высокая степень зависимости от ситуации на российском рынке;

неравные условия работы на российском рынке сельскохозяйственной техники, связанные с действием постановлений Правительства Российской Федерации, предусматривающих предоставление субсидий производителям сельскохозяйственной техники;

дефицит собственных средств и ограниченность кредитных ресурсов;

наличие на балансе объектов социальной сферы, жилого фонда, а также сельскохозяйственных организаций, на содержание которых отвлекаются значительные средства.

Управление рисками будет осуществляться на основе проведения ежегодного мониторинга и оценки результатов реализации мероприятий Государственной программы, выработки прогнозов и рекомендаций в сфере управления и регулирования машиностроительного комплекса.

В целях минимизации рисков предусматривается принятие мер по:

максимально возможному равномерному распределению финансовых средств по этапам реализации мероприятий Государственной программы;

ежегодному уточнению объемов финансирования мероприятий Государственной программы;

осуществлению мониторинга ситуации на мировом рынке продукции машиностроения и рынке государств — членов Евразийского экономического союза;

разработке методов стимулирования развития машиностроительного комплекса, согласующихся с методами развития межгосударственного и государственно-частного партнерства, определенными в рамках соглашений Всемирной торговой организации и Евразийского экономического союза.

Успешной реализации Государственной программы будут также способствовать:

систематический пересмотр коммерческими банками ставок по кредитам по мере снижения ставки рефинансирования Национального банка, предоставление отсрочки и рассрочки по кредитам исходя из финансово-экономического состояния организаций-кредитополучателей и возможностей банков;

предоставление экспортных кредитов в рамках Указа Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. N 534 в необходимых объемах и приемлемые сроки;

снижение тарифов на энергоносители (в структуре себестоимости продукции, производимой организациями Минпрома, доля энергоносителей за последние три года выросла с 7,9 до 13,1 процента);

поддержка внутреннего рынка путем закупки отечественной техники с применением финансовой схемы открытого акционерного общества «Промагролизинг»;

снятие административных ограничений по поставкам товаров в государства — члены Евразийского экономического союза, в первую очередь в Российскую Федерацию;

принятие облисполкомами и Минским горисполкомом непрофильных активов промышленных организаций в коммунальную собственность соответствующих административно-территориальных единиц по их фактическому состоянию, предусматривающее соответствующее финансирование расходов по их содержанию и обслуживанию за счет средств местных бюджетов;

сохранение программно-целевого принципа финансирования научно-технической деятельности через государственные научно-технические программы.

ГЛАВА 5
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

Оценка эффективности реализации Государственной программы выполняется ежегодно и осуществляется в три этапа.

На первом этапе оценивается степень достижения целевых показателей по темпу роста экспорта и валовой добавленной стоимости на одного работающего, которая определяется путем сопоставления фактически достигнутых значений целевых показателей с их плановыми значениями и рассчитывается по следующим формулам:

где Сэ — степень достижения целевого показателя по темпу роста экспорта;

Эф — фактическое значение темпа роста экспорта за отчетный год;

Эп — плановое значение темпа роста экспорта за отчетный год;

где Свдс — степень достижения целевого показателя по темпу роста валовой добавленной стоимости на одного работающего;

ВДСф — фактическое значение темпа роста валовой добавленной стоимости на одного работающего за отчетный год;

ВДСп — плановое значение темпа роста валовой добавленной стоимости на одного работающего за отчетный год.

На втором этапе оценивается степень достижения полноты выполнения Государственной программы (Сгп) как отношение суммы значений степеней достижения целевых показателей к их количеству и рассчитывается по следующей формуле:

На третьем этапе определяется степень соответствия фактически освоенного объема финансирования Государственной программы запланированному объему финансирования в отчетном году и рассчитывается по следующей формуле:

где Эгп — показатель эффективности реализации Государственной программы, процентов;

Сгп — степень достижения полноты выполнения Государственной программы;

Сфгп — степень соответствия фактически освоенного объема финансирования Государственной программы запланированному объему финансирования в отчетном году.

Степень соответствия фактически освоенного объема финансирования Государственной программы запланированному объему финансирования в отчетном году рассчитывается по следующей формуле:

где Сфгп — степень соответствия фактически освоенного объема финансирования Государственной программы запланированному объему финансирования в отчетном году;

Vф — объем фактически освоенного финансирования Государственной программы в отчетном году;

Vп — запланированный объем финансирования Государственной программы в отчетном году.

Эффективность реализации Государственной программы оценивается:

высокой при значении Эгп не менее 90 процентов;

средней при значении Эгп не менее 80 процентов;

удовлетворительной при значении Эгп не менее 70 процентов;

неудовлетворительной при значении Эгп менее 70 процентов.

Приложение 1

к Государственной программе

развития машиностроительного

комплекса Республики Беларусь

на 2017 — 2020 годы

КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА 2017 — 2020 ГОДЫ

(рублей)

Наименование мероприятия

Источники финансирования

Объем финансирования

всего

в том числе по годам

2017 2018 2019 2020
Мероприятия, направленные на выполнение задачи по росту экспортного потенциала и расширению присутствия организаций машиностроительного комплекса на основных рынках
1. Компенсация потерь ОАО «Банк развития Республики Беларусь», банкам и небанковским кредитно-финансовым организациям Республики Беларусь при финансировании экспорта продукции организаций машиностроительного комплекса в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. N 534 республиканский бюджет 260 000 000,0 28 000 000,0 68 000 000,0 76 000 000,0 88 000 000,0
2. Компенсация части процентов по кредитам, выдаваемым зарубежными банками для закупки техники белорусского производства, части лизинговых платежей зарубежным лизинговым компаниям по договорам финансовой аренды (лизинга), предметом которых являются товары, произведенные в Республике Беларусь, в рамках Указа Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2009 г. N 466 « 367 000 000,0 70 000 000,0 86 240 000,0 97 460 000,0 113 300 000,0
3. Компенсация потерь ОАО «Банк развития Республики Беларусь» по кредитам, предоставленным ОАО «Промагролизинг» для приобретения современной техники и оборудования, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 2 апреля 2015 г. N 146 (стимулирование спроса на внутреннем рынке) <*> « 38 100 000,0 8 100 000,0 10 000 000,0 10 000 000,0 10 000 000,0
Итого   665 100 000,0 106 100 000,0 164 240 000,0 183 460 000,0 211 300 000,0
Мероприятия, направленные на выполнение задачи по росту добавленной стоимости в расчете на одного работающего за счет ускорения инновационного и инвестиционного развития организаций машиностроительного комплекса
4. Модернизация, техническое переоснащение действующих и создание новых производственных мощностей (компенсация части затрат и выделение средств на финансирование капитальных вложений) в рамках Указа Президента Республики Беларусь от 23 марта 2016 г. N 106 «О государственных программах и оказании государственной финансовой поддержки» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 26.03.2016, 1/16339) республиканский бюджет 110 169 200,0 38 500 000,0 20 841 000,0 50 828 200,0
в том числе государственная финансовая поддержка в виде возмещения расходов на приобретение технологического оборудования и запасных частей 110 169 200,0 38 500 000,0 20 841 000,0 50 828 200,0
собственные средства организаций 705 702 960,0 240 256 590,0 185 202 580,0 128 202 400,0 152 041 390,0
кредиты банков, включая кредиты ОАО «Банк развития Республики Беларусь», не относящиеся к государственной финансовой поддержке 3 339 109 030,0 946 428 980,0 1 236 992 500,0 582 020 280,0 573 667 270,0
5. Модернизация производства с поэтапным увеличением объема выпуска тракторов современного технического уровня мощностью от 180 л.с. в ОАО «МТЗ» <*> кредиты ОАО «Банк развития Республики Беларусь» в виде государственной финансовой поддержки 30 765 500,0 7 537 200,0 9 558 600,0 13 669 700,0
6. Создание высокопроизводительного сборочного производства электроизмерительных приборов в ОАО «Витебский завод электроизмерительных приборов» <*> « 7 851 000,0 3 793 000,0 2 192 000,0 1 866 000,0
7. Создание высокоэффективного автоматизированного производства автомобильных компонентов, соответствующих требованиям экологических стандартов Евро-5, Евро-6 и выше для перспективных моделей легковой, коммерческой, грузовой, сельскохозяйственной и специальной техники, производимой на автосборочных предприятиях государств — членов Евразийского экономического союза в ОАО «БАТЭ» — управляющая компания холдинга «Автокомпоненты» <*> « 5 512 000,0 3 816 000,0 1 696 000,0
8. Организация изготовления мерного инструмента для прессов листогибочных гидравлических с числовым программным управлением в рамках программы импортозамещания в ОАО «Кузлитмаш» <*> « 217 800,0 217 800,0
9. Организация производства компактных конструкций металлокорда для цельнометаллокордных шин в ОАО «БМЗ — управляющая компания холдинга «БМК» <*> « 1 074 800,0 1 074 800,0
Итого   4 200 402 290,0 1 186 685 570,0 1 477 133 880,0 744 510 280,0 792 072 560,0
Всего по источникам республиканский бюджет 775 269 200,0 106 100 000,0 202 740 000,0 204 301 000,0 262 128 200,0
  собственные средства организаций 705 702 960,0 240 256 590,0 185 202 580,0 128 202 400,0 152 041 390,0
  кредиты ОАО «Банк развития Республики Беларусь» в виде государственной финансовой поддержки 45 421 100,0 16 438 800,0 13 446 600,0 15 535 700,0
  кредиты банков, включая кредиты ОАО «Банк развития Республики Беларусь», не относящиеся к государственной финансовой поддержке 3 339 109 030,0 946 428 980,0 1 236 992 500,0 582 020 280,0 573 667 270,0
Всего по приложению 1   4 865 502 290,0 1 292 785 570,0 1 641 373 880,0 927 970 280,0 1 003 372 560,0

———————————

<*> Суммы будут уточнены по результатам формирования плана финансирования ОАО «Банк развития Республики Беларусь» государственных программ и мероприятий на очередной финансовый год.

Приложение 2

к Государственной программе

развития машиностроительного

комплекса Республики Беларусь

на 2017 — 2020 годы

ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА 2017 — 2020 ГОДЫ

(процентов)

Наименование показателей

Значения показателей по годам

2017 2018 2019 2020
Целевой показатель по темпу роста экспорта:        
  машиностроительный комплекс 110,2 109,4 110,6 112,2
  подсекция CH «Металлургическое производство. Производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования» 116,3 109,6 110,6 111,7
  подсекция CK «Производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки» 109,3 111,5 113,0 115,8
  подсекция CI «Производство вычислительной, электронной и оптической аппаратуры» 106,6 106,4 109,5 112,7
  подсекция CJ «Производство электрооборудования» 107,8 109,7 111,2 111,6
  подсекция CL «Производство транспортных средств и оборудования» 106,1 106,7 106,7 107,6
Целевой показатель по темпу роста валовой добавленной стоимости на одного работающего:        
  машиностроительный комплекс 110,5 107,8 111,6 111,8
  подсекция CH «Металлургическое производство. Производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования» 103,6 103,0 — 105,0 106,0 106,2
  подсекция CK «Производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки» 107,6 108,0 — 109,0 110,5 112,0
  подсекция CI «Производство вычислительной, электронной и оптической аппаратуры» 105,0 105,0 — 107,0 107,5 108,0
  подсекция CJ «Производство электрооборудования» 102,6 103,0 — 103,5 103,8 104,0
  подсекция CL «Производство транспортных средств и оборудования» 109,3 110,0 112,5 115,0
Сводный целевой показатель по темпу роста валовой добавленной стоимости на одного работающего 110,5 107,8 111,6 111,8

Приложение 3

к Государственной программе

развития машиностроительного

комплекса Республики Беларусь

на 2017 — 2020 годы

ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА 2017 — 2020 ГОДЫ

(рублей)

Наименование задач

Источники финансирования

Объем финансирования

всего

в том числе по годам

2017 2018 2019 2020
Рост экспортного потенциала и расширение присутствия организаций машиностроительного комплекса на основных рынках республиканский бюджет 665 100 000,0 106 100 000,0 164 240 000,0 183 460 000,0 211 300 000,0
Рост добавленной стоимости в расчете на одного работающего за счет ускорения инновационного и инвестиционного развития организаций машиностроительного комплекса республиканский бюджет 110 169 200,0 38 500 000,0 20 841 000,0 50 828 200,0
в том числе государственная финансовая поддержка в виде возмещения расходов на приобретение технологического оборудования и запасных частей 110 169 200,0 38 500 000,0 20 841 000,0 50 828 200,0
собственные средства организаций 705 702 960,0 240 256 590,0 185 202 580,0 128 202 400,0 152 041 390,0
кредиты ОАО «Банк развития Республики Беларусь» в виде государственной финансовой поддержки <*> 45 421 100,0 16 438 800,0 13 446 600,0 15 535 700,0
кредиты банков, включая кредиты ОАО «Банк развития Республики Беларусь», не относящиеся к государственной финансовой поддержке 3 339 109 030,0 946 428 980,0 1 236 992 500,0 582 020 280,0 573 667 270,0
Итого республиканский бюджет 775 269 200,0 106 100 000,0 202 740 000,0 204 301 000,0 262 128 200,0
собственные средства организаций 705 702 960,0 240 256 590,0 185 202 580,0 128 202 400,0 152 041 390,0
кредиты ОАО «Банк развития Республики Беларусь» в виде государственной финансовой поддержки <*> 45 421 100,0 16 438 800,0 13 446 600,0 15 535 700,0
кредиты банков, включая кредиты ОАО «Банк развития Республики Беларусь», не относящиеся к государственной финансовой поддержке 3 339 109 030,0 946 428 980,0 1 236 992 500,0 582 020 280,0 573 667 270,0
Всего   4 865 502 290,0 1 292 785 570,0 1 641 373 880,0 927 970 280,0 1 003 372 560,0

———————————

<*> Суммы будут уточнены по результатам формирования плана финансирования ОАО «Банк развития Республики Беларусь» государственных программ и мероприятий на очередной финансовый год.

Webber создание сайтов