ОТЧЕТ о результатах реализации Государственной программы развития машиностроительного комплекса Республики Беларусь на 2017 – 2020 годы за 2018 год


 

Во исполнение подпункта 1.3 пункта 1 протокола поручений Президента Республики Беларусь от 4 января 2017 г. № 1, данных 24 ноября 2016 г. на совещании о работе предприятий отечественного машиностроения, перспективах и стратегии его развития с учетом мировых тенденций, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 августа 2017 г. № 588 утверждена Государственная программа развития машиностроительного комплекса Республики Беларусь на 2017 – 2020 годы (далее – Государственная программа).

Целью Государственной программы является развитие, повышение эффективности и конкурентоспособности машиностроительного комплекса.

Целевыми показателями Государственной программы определены темпы роста экспорта и добавленной стоимости на одного среднесписочного работника. Достижение целевых показателей осуществляется путем реализации комплекса мероприятий.

Государственная программа направлена на решение следующих задач:

рост экспортного потенциала и расширение присутствия организаций машиностроительного комплекса на основных рынках;

рост добавленной стоимости в расчете на одного среднесписочного работника за счет ускорения инновационного и инвестиционного развития организаций машиностроительного комплекса.

СПРАВОЧНО.

Реализация Государственной программы осуществляется организациями Республики Беларусь, вид экономической деятельности которых относится к подсекциям CH, CI, CJ, CK и CL – машиностроительный комплекс.

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2011 г. № 1779 Министерство промышленности является ответственным за обеспечение осуществления государственного регулирования видов экономической деятельности: «Металлургическое производство. Производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования» (подсекция CH); «Производство вычислительной, электронной и оптической аппаратуры» (подсекция CI); «Производство электрооборудования» (подсекция CJ); «Производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки» (подсекция CK); «Производство транспортных средств и оборудования» (подсекция CL).

В соответствии с данными Национального статистического комитета Республики Беларусь, организациями машиностроительного комплекса Республики Беларусь достигнуты следующие показатели:

по итогам работы за 2018 год по темпу роста экспорта – 108,5 %, при задании, определенном Государственной программой – 109,4 %;

по итогам работы за 2018 год по темпу роста добавленной стоимости на одного среднесписочного работника – 117,2 %, при задании на 2018 год – 107,8 %.

СПРАВОЧНО.

Организациями машиностроительного комплекса в 2018 году достигнуты следующие показатели в разрезе видов экономической деятельности:

за 2018 г. по темпу роста экспорта по основному виду деятельности, подсекция: CH – 117,7 %, при плане на год 109,6 %; CI – 116,1 %, при плане 106,4 %; CJ – 105,1%, при плане 109,7 %; CK – 105,4 %, при плане 111,5 %; CL – 100,8 %, при плане 106,7 %;

за 2018 г. по темпу роста добавленной стоимости на одного среднесписочного работника, подсекция CH – 122,8 %, при плане на год 103,0 % – 105,0 %; CI – 108,1%, при плане 105,0 % – 107,0 %; CJ – 104,9 %, при плане 103,0 % – 103,5 %; CK – 119,3 %, при плане 108,0 % – 109,0 %; CL – 118,8 %, при плане 110,0 %.

В абсолютном выражении организациями машиностроительного комплекса за 2018 г. достигнут показатель по добавленной стоимости на одного среднесписочного работника – 27,3 тыс. руб., в том числе в разрезе видов экономической деятельности, подсекция: CH – 33,9 тыс. руб.; CI – 25,4 тыс. руб.; CJ – 23,5 тыс. руб.; CK – 29,0 тыс. руб.; CL – 22,1 тыс. руб.

В 2018 году на реализацию Государственной программы организациями машиностроительного комплекса Республики Беларусь направлено 1 153,3 млн. руб. инвестиций в основной капитал. Темп роста инвестиций в основной капитал составил 184,1 % к 2017 году в сопоставимых условиях.

СПРАВОЧНО.

Источниками финансирования инвестиций в рамках Государственной программы являлись: собственные средства организаций – 276,9 млн. руб. или 64,7 %, средства консолидированного бюджета (республиканский и местный бюджеты) – 36,6 млн. руб. (или 8,5 %), кредиты (займы) банков – 75,5 млн. руб. (или 17,6 %), прочие источники (включая заемные средства других организаций, средства внебюджетных фондов и средства населения) – 39,2 млн. руб. или 9,2 %.

Общий объем финансирования Государственной программы в 2018 году составил 2 181,4 млн. руб.

СПРАВОЧНО.

Плановый объем финансирования Государственной программы в 2018 году составлял 2 448,0 млн. руб.

Освоение в меньших объемах финансирования в 2018 году связано с:

отсутствием в достаточном объеме собственных средств на реализацию мероприятий Государственной программы;

направлением собственных средств в первую очередь на пополнение оборотного капитала предприятий (обществ);

высокой степенью закредитованности организаций для направления кредитов банков на реализацию мероприятий Государственной программы.

Из общего объема финансирования Государственной программы (2 181,4 млн. руб.) средства республиканского бюджета в сумме 489,3 млн. руб., или 100,5 % от годового плана (487,03 млн. руб.) направлялись на реализацию мероприятий Государственной программы в объеме:

15,9 млн. рублей, или 79,5 % от плана (20 млн. рублей) – на компенсацию потерь ОАО «Банк развития Республики Беларусь», банкам и небанковским кредитно-финансовым организациям республики при финансировании экспорта продукции предприятий машиностроительного комплекса в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 534 «О содействии развитию экспорта товаров (работ, услуг)»;

183,95 млн. рублей, или 105,5 % (174,39 млн. рублей) – на компенсацию части процентов по кредитам, выданным зарубежными банками для закупки техники белорусского производства, части лизинговых платежей зарубежным лизинговым компаниям по договорам финансовой аренды (лизинга), предметом которых являются товары, произведенные в республике, в рамках Указа Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2009 г. № 466 «О некоторых мерах по реализации товаров, произведенных в Республике Беларусь»;

72,75 млн. рублей, или 99,0 % (73,47 млн. рублей) – на компенсацию потерь ОАО «Банк развития Республики Беларусь» по кредитам, предоставленным ОАО «Промагролизинг» для приобретения современной техники и оборудования, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 2 апреля 2015 г. № 146 «О финансировании закупки современной техники и оборудования»;

200 млн. рублей, или 100 % от плана, – на обеспечение ОАО «Промагролизинг» финансовыми ресурсами для последующей закупки техники и оборудования в рамках Указа Президента Республики Беларусь от 2 апреля 2015 г. № 146 (внесение вклада в уставный фонд ОАО «Банк развития Республики Беларусь» для дальнейшего внесения в уставный фонд ОАО «Промагролизинг»);

16,73 млн. рублей, или 87,3 % (19,17 млн. рублей) – на возмещение части расходов на приобретение технологического оборудования и запасных частей в рамках Указа Президента Республики Беларусь от 23 марта 2016 г. № 106 «О государственных программах и оказании государственной финансовой поддержки».

Государственная финансовая поддержка в виде кредитов ОАО «Банк развития Республики Беларусь» в 2018 году в соответствии с Государственной программой не предусматривалась и не оказывалась.

Далее приведен расчет оценки эффективности реализации Государственной программы за 2018 год.

Расчет оценки эффективности реализации Государственной программы осуществляется по методике, определенной в главе 5 Государственной программы.

1. Степень достижения целевых показателей по:

1.1. темпу роста экспорта:

где:

Эф = 108,5 % – фактическое значение темпа роста экспорта за 2018 год;

Эп = 109,4 % – плановое значение темпа роста экспорта на 2018 год.

1.2. темпу роста добавленной стоимости на одного среднесписочного работника:

где:

ДСф = 117,2 % – фактическое значение темпа роста добавленной стоимости на одного среднесписочного работника за 9 месяцев 2018 года;

ДСп = 107,8 % – плановое значение темпа роста добавленной стоимости на одного среднесписочного работника на 2018 год.

СПРАВОЧНО.

В соответствии с абзацем вторым главы 5 Государственной программы, если значение степеней достижения целевых показателей больше 1, то при расчете степени достижения полноты выполнения Государственной программы в отчетном периоде используется значение «1,0».

Таким образом, Сдс принимаем равным 1,0.

2. Степень достижения полноты выполнения Государственной программы:

где:

Сэ = 0,992 – степень достижения целевого показателя по темпу роста экспорта за 2018 год;

Сдс = 1,000 – степень достижения целевого показателя по тепу роста добавленной стоимости на одного среднесписочного работника за 2018год.

3. Степень соответствия фактически освоенного объема финансирования Государственной программы запланированному объему финансирования в отчетном году:

где:

Vф = 2 181,4 млн. руб. – объем фактически освоенного финансирования Государственной программы в 2018 году,

из них: по мероприятию 1 – 15,8 млн. руб., по мероприятию 2 – 183,9 млн. руб., по мероприятию 4 – 811,5 млн. руб. (в т.ч.: 200,0 млн. руб. – вклад в уставный фонд ОАО «Банк развития Республики Беларусь» (далее – ОАО «БРРБ»), 538,7 млн. руб. – кредиты ОАО «БРРБ» по 146 Указу Президента, 72,8 млн. руб. – компенсация потерь ОАО «БРРБ»), по мероприятию 5 – 1 170,0 млн. руб. (в т.ч.: 16,7 млн. руб. – размещение расходов на приобретение оборудования в рамках 106 Указа Президента, 1 153,3 млн. руб. – инвестиционная деятельность организаций машиностроительного комплекса);

Vп = 2 448,0 млн. руб. – запланированный объем финансирования Государственной программы в 2018 году,

из них: по мероприятию 1 – 20,0 млн. руб., по мероприятию 2 – 174,4 млн. руб., по мероприятию 4 – 812,2 млн. руб., по мероприятию 5 – 1 441,4 млн. руб.;

4. Эффективность реализации Государственной программы, процентов:

где:

Сгп = 0,996 – степень достижения полноты выполнения Государственной программы в 2018 году;

Сфгп = 0,891 – степень соответствия фактически освоенного объема финансирования Государственной программы запланированному объему финансирования в 2018 году.

СПРАВОЧНО.

Эффективность реализации Государственной программы оценивается: высокой при значении Эгп не менее 90 %; средней при значении Эгп не менее 80 %; удовлетворительной при значении Эгп не менее 70 %; неудовлетворительной при значении Эгп менее 70 %.

Таким образом, эффективность реализации Государственной программы оценивается как высокая.Реализация Государственной программы является высокоэффективной.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2018 г. № 988 внесены изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 7 августа 2017 г. № 588.

На основании изложенного, предлагается продолжить реализацию Государственной программы в 2019 году.

Webber создание сайтов