ОТЧЕТ о результатах реализации Государственной программы развития машиностроительного комплекса Республики Беларусь на 2017 – 2020 годы за 2017 год


 

Во исполнение подпункта 1.3 пункта 1 протокола поручений Президента Республики Беларусь от 4 января 2017 г. № 1, данных 24 ноября 2016 г. на совещании о работе предприятий отечественного машиностроения, перспективах и стратегии его развития с учетом мировых тенденций, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 августа 2017 г. № 588 утверждена Государственная программа развития машиностроительного комплекса Республики Беларусь на 2017 – 2020 годы (далее – Государственная программа).

Целью Государственной программы является развитие, повышение эффективности и конкурентоспособности машиностроительного комплекса.

Целевыми показателями Государственной программы определены темпы роста экспорта и валовой добавленной стоимости на одного работающего. Достижение целевых показателей осуществляется путем реализации комплекса мероприятий.

Государственная программа направлена на решение следующих задач:

рост экспортного потенциала и расширение присутствия организаций машиностроительного комплекса на основных рынках;

рост добавленной стоимости в расчете на одного работающего за счет ускорения инновационного и инвестиционного развития организаций машиностроительного комплекса.

СПРАВОЧНО.

В соответствии с подпунктом 3.5 пункта 3 Положения о Министерстве промышленности Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 июля 2006 г. № 980 «Вопросы Министерства промышленности Республики Беларусь» одной из основных задач Министерства промышленности является:

осуществление государственного регулирования металлургического производства, производства готовых металлических изделий (подсекция CH), машин и оборудования (подсекция CK), электрооборудования (подсекция CJ), электронного и оптического оборудования (подсекция CI), транспортных средств и оборудования (подсекция CL), а так же создание условий для развития организаций всех форм собственности, осуществляющих данные виды экономической деятельности.

Таким образом, реализация Государственной программы осуществляется организациями Республики Беларусь, вид экономической деятельности которых относится к подсекциям CH, CI, CJ, CK и CL – машиностроительный комплекс.

В соответствии с данными Национального статистического комитета Республики Беларусь, организациями машиностроительного комплекса Республики Беларусь по итогам работы за 2017 год достигнуты следующие показатели:

по темпу роста экспорта – 126,3 %, при задании, определенном Государственной программой – 110,2 %;

по темпу роста добавленной стоимости на одного работающего – 123,7 %, при задании на 2017 год – 110,5 %.

СПРАВОЧНО.

Организациями машиностроительного комплекса в 2017 году достигнуты следующие показатели в разрезе видов экономической деятельности:

по темпу роста экспорта по основному виду деятельности, подсекция: CH – 129,7 %, при плане на год 116,3 %; CI – 120,5 %, при плане 106,6 %; CJ – 111,1 %, при плане 107,8 %; CK – 142,5 %, при плане 109,3 %; CL – 107,3 %, при плане 106,1 %;

по темпу роста добавленной стоимости на одного работающего, подсекция CH – 143,1 %, при плане на год 103,6 %; CI – 129,2 %, при плане 105,0 %; CJ – 106,8 %, при плане 102,6 %; CK – 127,8 %, при плане 107,6 %; CL – 109,4 %, при плане 109,3 %.

В абсолютном выражении организациями машиностроительного комплекса за 2017 г. достигнут показатель по добавленной стоимости на одного работающего – 23,5 тыс. руб., в том числе в разрезе видов экономической деятельности, подсекция: CH – 27,9 тыс. руб.; CI – 23,9 тыс. руб.; CJ – 22,0 тыс. руб.; CK – 24,8 тыс. руб.; CL – 18,6 тыс. руб.

В 2017 году на реализацию Государственной программы организациями машиностроительного комплекса Республики Беларусь направлено 768,6 млн. руб.

СПРАВОЧНО.

Плановый объем финансирования Государственной программы в 2017 году составлял 1 292,8 млн. руб.

Освоение в меньших объемах финансирования в 2017 году связано с:

отсутствием в достаточном объеме собственных средств на реализацию мероприятий Государственной программы;

направлением собственных средств в первую очередь на пополнение оборотного капитала предприятий (обществ);

высокой степенью закредитованности организаций для направления кредитов банков на реализацию мероприятий Государственной программы.

Из общего объема финансирования Государственной программы (768,6 млн. руб.) средства республиканского бюджета направлялись на реализацию мероприятий Государственной программы в объеме:

40,1 млн. руб. – на компенсацию потерь ОАО «Банк развития Республики Беларусь» по кредитам, предоставляемым ОАО «Промагролизинг» для приобретения современной техники и оборудования, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 2 апреля 2015 г. № 146 «О финансировании закупки современной техники и оборудования»;

137,1 млн. руб. – на компенсацию части процентов по кредитам, выданным зарубежными банками для закупки техники белорусского производства, части лизинговых платежей зарубежным лизинговым компаниям по договорам финансовой аренды (лизинга), предметом которых являются товары, произведенные в Республике Беларусь, в рамках Указа Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2009 г. № 466 «О некоторых мерах по реализации товаров, произведенных в Республике Беларусь»;

26,7 млн. руб. – на компенсацию потерь ОАО «Банк развития Республики Беларусь», банкам и небанковским кредитно-финансовым организациям Республики Беларусь при финансировании экспорта продукции организаций машиностроительного комплекса в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 534 «О содействии развитию экспорта товаров (работ, услуг)» (далее – Указ № 534).

Далее приведен расчет оценки эффективности реализации Государственной программы за 2017 год.

Расчет оценки эффективности реализации Государственной программы осуществляется по методике, определенной в главе 5 Государственной программы.

1. Степень достижения целевых показателей по:

1.1. темпу роста экспорта:

где:

Эф = 126,3 % – фактическое значение темпа роста экспорта за 2017 год;

Эп = 110,2 % – плановое значение темпа роста экспорта на 2017 год.

1.2. темпу роста валовой добавленной стоимости на одного работающего:

где:

ВДСф = 123,7 % – фактическое значение темпа роста валовой добавленной стоимости на одного работающего за 2017 год;

ВДСп = 110,5 % – плановое значение темпа роста валовой добавленной стоимости на одного работающего на 2017 год.

2. Степень достижения полноты выполнения Государственной программы:

где:

Сэ = 1,146 – степень достижения целевого показателя по темпу роста экспорта за 2017 год;

Свдс = 1,119 – степень достижения целевого показателя по темпу роста валовой добавленной стоимости на одного работающего за 2017 год.

3. Степень соответствия фактически освоенного объема финансирования Государственной программы запланированному объему финансирования в отчетном году:

где:

Vф = 768,6 млн. руб. – объем фактически освоенного финансирования Государственной программы в 2017 году,

из них: по мероприятию 1 – 26,7 млн. руб., по мероприятию 2 – 137,1 млн. руб., по мероприятию 3 – 40,1 млн. руб., по мероприятию 4 – 564,7 млн. руб.;

Vп = 1 292,8 млн. руб. – запланированный объем финансирования Государственной программы в 2017 году,

из них: по мероприятию 1 – 28,0 млн. руб., по мероприятию 2 – 70,0 млн. руб., по мероприятию 3 – 8,1 млн. руб., по мероприятию 4 – 1 186,7 млн. руб.;

4. Эффективность реализации Государственной программы, процентов:

где:

Сгп = 1,133 – степень достижения полноты выполнения Государственной программы в 2017 году;

Сфгп = 0,595 – степень соответствия фактически освоенного объема финансирования Государственной программы запланированному объему финансирования в 2017 году.

СПРАВОЧНО.

Эффективность реализации Государственной программы оценивается: высокой при значении Эгп не менее 90 %; средней при значении Эгп не менее 80 %; удовлетворительной при значении Эгп не менее 70 %; неудовлетворительной при значении Эгп менее 70 %.

Таким образом, эффективность реализации Государственной программы оценивается как высокая.

С момента принятия постановления Совета Министров Республики Беларусь от 7 августа 2017 г. № 588, изменения и дополнения в Государственную программу не вносились.

На основании изложенного, предлагается продолжить реализацию Государственной программы в 2018 году.

Webber создание сайтов